С чего Украина начинает новый 2017 год? Резкий экономический разрыв, активизация радикальных настроений в обществе при содействии «псевдопартий», обнародование информации об офшорах, публикация е-деклараций — так прошел для Украины прошедший год. Однако, что делать дальше, ведь «воз и ныне там». Реформы только декларируются, а, если проводятся, то в основном в полицейско-оборонном секторе, с переложением основного финансового груза на плечи обнищавшего населения, об этом рассказывает эксперт-консультант в NDI Foundation, вице-президент Центра новых технологий, академик УАН Дэвид Статников.

 

«Для чего человек рассуждает, анализирует. Только для того, чтобы что-то предлагать и делать самому или чтобы этим воспользовались и другие предлагали и делали. Рассуждения и аналитика ни для чего, и, часто, ни о чем, это — фанфаронство и графомания». Григорий Померанц, 1992 год.


Пришел 2017 год. Что в нем ожидает нас?! Я много общался с ветеранами, с молодежью, с политиками и экономистами, учеными и молодыми талантами, с украинскими и «іноземнимі», с европейцами, американцами, индусами, израильтянами, отдельно выделю — со скандинавами. Мир внимательно следит за происходящим в Украине, пытаясь обезопасить себя от «расползания» украинских проблем и делает для себя выводы.


Меня волнуют несколько вопросов:


— что происходит/не происходит, в Украине;


— чего ждать в ближайшие годы Украине, при продолжении сегодняшней ситуации внутри страны;


— как мир коррелирует с Украиной;


— как внешние ситуации влияют (коррелируются) на внутренние;


— что делать? (вечное).


Попробую объединить мнения всех, с кем общался, и свое.


1. В Украине происходит(ят):


а) резкий разрыв, экономический, социальный, «понятийный», материальный,… между основной массой населения и большей частью госаппарата и власти. На фоне этого активизируются радикальные взгляды и настроения, среди населения, что профессионально подогревается Россией, в т.ч. через «псевдопартии» типа «Радикальной», «Свободы»,…


б) события, их обсуждения, и, даже, некоторые выводы, в основном, на «полюсной» основе, основе крайностей — белое/черное; хорошо/очень плохо; богатые/бедные; деньги, банки/но не промышленность, люди; враги внутри/враги извне,…


в) даже при раскрытии очень сомнительных «богатств», практически, всех властьпредержащих: (офшоры, е-декларации, опубликованные во всем мире) ничего не происходит.


Но это анализируется спецслужбами некоторых стран для возможности влияния на Украину!


В Украине не происходят:


а) стратегические изменения в переходе экономики и промышленности на уровень 21 века;


б) срочной модернизации образовательной и научной сфер, что является основой развития стран в 21 веке;


в) так называемые «реформы» — только декларируются, и «проводятся» спонтанно, в основном, в полицейско-оборонном секторе, с переложением основного финансового груза на плечи обнищавшего населения;


г) во многом, индивидуальный «вождизм» не позволяет объединиться, выстроить четкую систему (идеологическую и экономическую) построения современной Украины, несмотря на то, что в Украине, есть достаточно высокопрофессиональных людей, понимающих и знающих стратегические пути движения Украины в 21 век. Без этого, Украина обречена;


д) понимания, что мы сами должны, хотя бы начать, обустраивать свой дом, свою землю, свою страну. Тогда к нам изменится отношение мира.


2. При замораживании настоящей, во многом хаотичной и спонтанной, ситуации в Украине, внешней и внутренней, а это наиболее реально, исходя из украинских действий и событий в ближайшие годы, если срочно не начать модернизацию, Украину ждет катастрофическое отставание в развитии от современного мира и дальнейшее обнищание населения.


Страсти внутри страны накаляются и сложно спрогнозировать события, которые могут произойти.


3. К концу 2016 года Украина утомила мир своими проблемами:


а) фантастической, всеобъемлющей, непроходящей, углубляющейся коррупцией, начинающейся с главы страны и высшей власти;


б) абсолютным непрофессионализмом и некомпетентностью выборной и исполнительной власти, исходящих из глубокой коррупции финансовой и политической, в т.ч. дипломатической несостоятельностью, неактивностью, нерешительностью, политическими «колебаниями».


в) завуалированностью основных проблем (принцип «двойного дна»), при принятии, практически, любых решений в органах высшей власти внутри страны и в международных отношениях — в законотворчестве, в международных контактах и договоренностях (в т.ч. минских; и «проигрыш» Будапештского меморандума);


г) уход от решения внутренних «межидеологических» проблем, давший возможность российскому великодержавию аннексировать Крым, оккупировать часть востока Украины, постоянно, ежедневно и активно влиять на внутренние «болевые точки» Украины, пользоваться недорешенностью, связями и тесными взаимоотношениями между украинским и российским бизнесом, олигархатом.


В 2017 году Украине не следует рассчитывать на активную помощь извне, за исключением той, которая будет хот как-то сдерживать возможность превращения проблемы Крым/ОРДЛО в горячую фазу. Так как мир переходит, в основном, на путь национально-протекционистских интересов.


4. Бесспорно, на всю внутреннюю ситуацию влияют все внешние события, происходящие в мире:


а) национально-протекционистские движения большинства развитых стран;


б) временный кризис в ЕС;


в) большая эмиграция из исламских и некоторых азиатский стран;

г) использование Россией слабостей (идеологических, дипломатических, стратегических, экономических, человеческих, информационных) Украины.


От этого Украина может только терять свои возможности. Что можно сделать?


Первое — объединить здоровые, активные, профессиональны группы в единую, или несколько групп, имеющих свои соображения на модернизацию страны и ее путь в 21 век, в условиях агрессивного давления России.


Второе — в эти гражданские, общественные объединения обязательно привлечь здоровых, в идеологическом смысле, профессиональных военных.


Третье — разработать четкую, пошаговую программу модернизации промышленности, экономики; модернизации и сокращения государственной инфраструктуры и госаппарата; современной модернизации вооруженных сил; и, что особенно важно, быстрого поднятия социальных стандартов защиты населения, даже, и в основном за счет сокращения расходов на государственную инфраструктуру и обязательной индексации этих стандартов, исходя из инфляции. Подготовить конкретные, целевые, точечные, небольшие по объемам, законопроекты для принятия ВР/Парламентом. Например, как «Закон об уголовной ответственности за невыполнение законов и Конституции страны» и пр.


Четвертое — только после выполнения первых трех шагов, начать проводить структурные и законодательные реформы под давлением и контролем гражданского общества.


Иначе, любые благие намерения, потонут в нашем глубоком коррупционном водовороте, что происходит сейчас.


Эти соображения я обсудил со всеми своими украинскими друзьями и коллегами из многих стран. Они не претендуют на истину в последней инстанции, но, думаю, показывают какой-то путь. Нужно, чтобы и другие группы высказывали свои взгляды на происходящее в Украине и предлагали необходимые срочные действия для ее быстрой модернизации.