С 2007 года Ангела Меркель стабильно противодействует Владимиру Путину, несмотря на несогласие части немецких предпринимателей. По всей видимости, она собирается придерживаться этой позиции и на предстоящих парламентских выборах.
Atlantico: Приход Дональда Трампа к власти в США наводит некоторых на мысль о возможном потеплении отношений Вашингтона и Москвы. Может ли Германия Ангелы Меркель стать новым либеральным врагом Владимира Путина?
Эдуар Юссон: Ангела Меркель делает все больший упор на враждебном отношении Владимира Путина к западному порядку после холодной войны. Канцлер неизменно выступает против российского лидера, начиная с войны в Южной Осетии лета 2008 года или даже с Конференции по безопасности в Мюнхене 2007 года, когда Путин заявил, что миром руководит одна держава (США), и призвал к многополярности.
Их взаимная неприязнь возникла давно, однако в последнее время она становится особенно заметной. Одно время непонимание между Меркель и Путиным частично скрывалось усилиями Барака Обамы и Николя Саркози по поиску договоренности с Москвой, но после антироссийского поворота американской политики в 2011 году и поражения бывшего президента Франции на выборах антагонизм Берлин/Москва в полной мере проявил себя. Украинский кризис стал катализатором для резкого всплеска напряженности. Владимир Путин отказался принять поворот востока Украины в сторону Евросоюза, предпочтя раздел страны (как Сталин предпочел в 1949 году разделение Германии ее полной интеграции в англо-американскую систему).
Наконец, отметим, что «либерализм» Меркель следует рассматривать в том числе в американском ключе, то есть как левоцентристскую систему ценностей, где свобода нравов продвигается максимально активно. По этим вопросам канцлер придерживается еще более левых позиций, чем ее собственная партия и даже часть немецких социал-демократов. Это навлекает на нее недовольство российского лидера, который рассчитывает на укрепление позиций христианства в Германии для укрепления своей политики.
— Почему сейчас Ангела Меркель выглядит единственным европейским лидером, который дает отпор Владимиру Путину?
— Меркель стала канцлером еще в 2005 году и пережила двух президентов Франции, трех президентов США, трех британских премьеров, четырех итальянских премьеров и т.д. В политическом долголетии среди всех европейских лидеров она уступает только Владимиру Путину. Это лишь подпитывает противостояние. В то же время кризис модели США и Европейского Союза подталкивает традиционных союзников ФРГ к политическим решениям, которые, хотя бы частично, напоминают российские: возвращение чувства национальной гордости, консервативные семейные ценности, как минимум, частичный отказ от иммиграции, возрождение «индустриальной политики», новые формы протекционизма, пограничный контроль и прочее.
— Ложная информация, слухи, разоблачения, политические убийства и прочее — все эти известные под названием Zersetzung практики были в ходу в Восточной Германии до 1989 года. Как их наследие влияет на отношения Германии и России? Могут ли они дать канцлеру преимущество в борьбе с Владимиром Путиным?
— Канцлер начала готовить почву: парламентарии ее большинства готовы принять закон о борьбе с фальшивыми новостями в соцсетях. Если бы ГДР все еще существовала, она пользовалась бы Zersetzung для дестабилизации соседних стран через интернет. В любом случае, Ангела Меркель не забыла, что Владимир Путин был агентом КГБ в ГДР. По всей видимости, она считает, что нынешний президент России — всего лишь продолжение советского агента. Она говорит о намерении бороться с любыми попытками дезинформирования. Не знаю, есть ли в этих рассуждениях о Zersetzung что-то помимо попыток политической мобилизации. Не стоит заблуждаться: западные страны, как минимум, не уступят ГДР и России в сфере дестабилизации партнеров и граждан. АНБ пыталось пробить компьютерную защиту России с 2008 года при поддержке шведских спецслужб. А их немецкие коллеги продемонстрировали мастерство Zersetzung в развале бывшей Югославии. Не думаю, что 35-летний опыт жизни Меркель в ГДР играет тут ощутимую роль. Здесь она была очень наивна: АНБ прослушивало ее разговоры годами. Тем не менее, она может рассчитывать на профессионализм немецких спецслужб и поддержку других западных стран.