Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Царь снова в Кремле

© AP Photo / Kirill Kudryavtsev/Pool Photo via APПрезидент России Владимир Путин
Президент России Владимир Путин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Анализируя российскую историю, можно увидеть, что в ней часто возникали харизматические и авторитарные лидеры, под руководством которых Россия превращалась в крупную державу. Одному из таких лидеров постсоветской России, политическая культура которой была максимально зависима от прошлого, удалось снова поднять российское государство на ноги. Вместе с Дмитрием Медведевым Путин создал успешный правящий дуэт.

Бывший сотрудник КГБ, который самые горячие годы холодной войны провел в Восточной Германии и на собственном опыте пережил падение Берлинской стены, а ныне президент России Владимир Путин вместе с новым правящим окружением из Санкт-Петербурга привел Москву в XXI век.

 

Анализируя российскую историю, можно увидеть, что в ней часто встречаются харизматические и авторитарные лидеры, под руководством которых в степях Евразии происходило рождение России как крупной державы. Одному из таких лидеров постсоветской России, политическая культура которой была максимально зависима от прошлого, удалось снова поднять российское государство на ноги. Это бывший сотрудник КГБ, президент Владимир Владимирович Путин, который с начала 2000 года задает курс в российской политике. Путин, который родился в городе, представляющем западное лицо России, под названием в то время Ленинград, а в наши дни — Санкт-Петербург, по окончании юридического факультета в 1975 году вступил в ряды разведбюрократии, где он очень хотел сделать карьеру, и продолжал работать там 16 лет.


После распада Советского Союза Путин работал заместителем мэра Санкт-Петербурга, а затем был назначен на руководящую должность аппарата Кремля. Щепетильная борьба Путина со взятками и коррупцией за годы работы в Кремле снискала одобрение бывшего президента России Бориса Ельцина, и Путин, имевший большой опыт работы в КГБ, был назначен директором Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. В ФСБ Путин проработал около года, а в августе 1999 года по назначению Ельцина сменил Сергея Степашина на посту премьер-министра. В декабре этого же года, после того, как Ельцин подал в отставку по собственному желанию из-за проблем со здоровьем и представил Путина в качестве своего преемника, Путин стал президентом Российской Федерации (РФ). Путин, одержавший победу на состоявшихся через четыре месяца президентских выборах как председатель партии «Единая Россия», вместе со своим близким коллегой Дмитрием Медведевым создал успешный правящий дуэт, и в стране восстановилась сильная центральная власть.


Конец засилья олигархов


Приход Путина к власти пришелся на переходный период в постсоветской России, которая с крахом советской империи, не спасенной инициативами «гласности» и «перестройки», а затем либеральными реформами шоковой терапии в 1990-х годах в экономическом отношении опустилась на колени перед Западом. В этот период возникли разбогатевшие экономические элиты в результате процесса, в ходе которого российское государство пыталось перейти от централизованной плановой экономики к капитализму свободного рынка и так называемого засилья олигархов в российской экономике. Эти круги, привыкшие управлять Ельциным и кремлевским окружением, полагали, что смогут взять в оборот и Путина, но, недооценив скромного сотрудника КГБ, они были вынуждены склонить голову перед властью Кремля во главе с Путиным.


Россия при Путине добилась значительного экономического роста, при обеспечении контроля над теневой экономикой повысились налоговые доходы, и отношение госдолга к бюджету стало постепенно снижаться. В путинский период российская экономика, которая с экспортом углеводородного топлива, нефти и природного газа вернулась к жизни, выросла почти в десять раз, и параллельно с этим увеличилась покупательная способность российского населения, а также доход на душу населения.


Переход к конституционной автократии в путинской России


Когда Владимир Путин приносил присягу как президент РФ 7 мая 2000 года, никто не ожидал, что царствовать в российской политике он будет долгие годы. Хотя изначально приход Путина в Кремль воспринимался как проект спецслужб российского государства в государстве, Путин по прошествии времени предстал лидером, который завоевывает расположение российского народа и постепенно набирает силу. Так был расчищен путь к реформам по централизации в стране, а президентский срок, который по конституции мог составлять не более двух четырехлетних сроков, был изменен на два срока по шесть лет. Конституция РФ 1993 года была пересмотрена, в 2008 году Путин передал президентское кресло Медведеву, затем в 2012 году снова был избран и получил возможность занимать президентское кресло еще два срока.


Более того, при реорганизации Государственной Думы и ограничении некоторых ее полномочий в пользу президента в результате ряда изменений, а также после того, как губернаторов стал напрямую назначать Кремль, российская политическая система, по конституции называемая полупрезидентской, на практике оказалась полностью подчинена президенту. При большой поддержке российского народа Путин и российское руководство не воздерживались от того, чтобы использовать эту силу прежде всего для подчинения, а, если потребуется, и подавления оппозиции и СМИ в стране.


С избранием Путина президентом происходило изобретение новой традиции в России, и как на государственном, так и общественном уровне вместо коммунизма был заявлен национализм. В этом направлении Путин, реабилитировав Русскую православную церковь, которой пренебрегали в советское время, возложил на нее важную миссию возрождения духовных ценностей российского народа и ликвидации пропасти между государством и обществом.


Путин часто подчеркивал, что главные проблемы современной России — демографический спад, ослабление института семьи и отрешенность молодежи от духовности. С этой точки зрения крайне важное значение для Путина имеет примирение русских с прошлым, возвращение к традиционным кодам православия и славянства. А все это подразумевает новую великорусскую идентичность, которую, по сути, и желает построить Путин, а также мечту о великой России, которую эта идентичность поведет вперед.


Путин-евразиец: возвращение к империи


Одна из сфер, в которых Путин выглядит наиболее успешным, — это производство внешней политики и, в частности, восстановления силы России на постсоветском пространстве в рамках концепции евразийства. Как только Путин пришел к власти, он тут же стал претворять на практике доктрину ближнего зарубежья, объявленную в 1993 году. Москва, развивая тесные отношения со столицами постсоветских республик, снова вернула себе роль авангардной силы в регионе благодаря таким созданным за последние 25 лет политическим, экономическим, военным и культурным образованиям, как Содружество независимых государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский экономический союз.


Российский лидер, усвоив уроки катастрофы подводной лодки «Курск», произошедшей в 2000 году, когда он только пришел к власти, начал модернизацию армии, и, исходя из того понимания, что вооруженные силы — незаменимый приоритет для сильной России, усовершенствовал военные технологии и повысил боеспособность армии. Путин, который вступил в геополитическую конкуренцию с Западом в Восточной Европе и на Кавказе для предотвращения расширения альянса НАТО на постсоветском пространстве, увеличил российское военное присутствие в этих регионах. Вслед за военной операцией Москвы в Грузии в августе 2008 года и свержением пророссийского правительства на Украине эта геополитическая конкуренция вылилась в присоединение Крыма к России и ее вмешательству на Украину в пользу российских сепаратистов на востоке страны.


В результате двух этих военных интервенций путинская администрация подавила прозападные цветные революции, продолжавшиеся в регионе с начала 2000 годов, и дала западным странам сигнал, что Россия во имя защиты своих интересов не воздержится при необходимости от использования военных альтернатив. Эти ходы, в результате которых поддержка путинской администрации внутри страны превысила 80%, за пределами России были встречены с явным недовольством и склонили западные страны к введению ряда санкций против России в финансовой, энергетической сферах, в области безопасности. Хотя эти санкции осложнили экономическое положение России, путинское руководство пока ни разу не отступило от геополитических и геоэкономических интересов России.


В то время как отношения с Западом развивались в путинский период со скрипом, Россия в это время под влиянием евразийской ориентации в максимально возможной степени совершенствовала свои отношения с такими региональными державами, как Китай, Турция, Иран. Москва, построившая выгодные экономические и торговые отношения партнерства с этими странами, расширила свою политику ближнего соседства на юг и восток, и в прошлом конкуренция, политическая напряженность с этими государствами уступили место сотрудничеству.


Путин и Россия: из 2016-го в 2017-й


В результате обвала цен на нефть 2016-й стал для России годом, когда ее экономика ухудшилась, а с продлением западных санкций кризис еще более углубился. Путин, выступая на традиционном совещании по итогам года, отметил, что бюджет, рассчитанный в прошлом году, исходя из прогноза — 60 долларов за баррель, был скорректирован, на 2017 год была заложена стоимость нефти — 40 долларов за баррель, и больше на этот счет не будет заблуждений.


С другой стороны, в 2016 году самой актуальной для России и мира политической темой, вне всякого сомнения, стала Сирия. Москва, которая с самого начала оказывала политическую поддержку дамасскому режиму, с конца позапрошлого года перевела эту поддержку в военную плоскость и приняла решение о вмешательстве в Сирию с воздуха. Эта инициатива Москвы вдохнула жизнь в практически выбившийся из сил режим, и к концу прошлого года силы Асада отняли у сил оппозиции город Алеппо, когда-то второй крупнейший город страны.


То, что в качестве альтернативы переговорам в Женеве Россия, Турция и Иран перенесли мирные переговоры по Сирии в столицу Казахстана, Астану, а до этих переговоров Москва и Анкара договорились по вопросу перемирия в Сирии и выступили его гарантами, повысили надежды на то, что в 2017 году гуманитарной драме и гражданской войне, не прекращающейся более пяти лет, возможно, удастся положить конец. Вместе с тем, если эта проблема не будет урегулирована, также высока вероятность того, что отношения России с Турцией снова ухудшатся, и как в самой России, так и в международном общественном мнении роль России в Сирии может быть еще более оспорена; а такая ситуация может осложнить положение путинской администрации. В то же время конструктивные заявления, которые в отношении России делал Трамп в ходе своей предвыборной кампании, а также то, что новый американский президент одобрил это решение Путина в Twitter, — обнадеживающие события с точки зрения двух этих стран.


В целом можно сказать, что в 2017 году Путина и Россию ждет более предсказуемый год, чем тот, что остался позади. Конструктивная роль, которую Россия будет играть в региональных вопросах, может еще более усилить позиции Путина как внутри страны, так и за ее пределами. Если учесть, что европейские страны будут сосредоточены прежде всего на процессе выхода Великобритании из ЕС, выборах во Франции и Германии, а также беженцах, миграции, ксенофобии и финансово-экономических кризисах, то 2017-й может стать годом, когда Россия будет еще более свободно действовать в политическом, экономическом и военном отношениях.