Унижение НАТО со стороны президента США зашло слишком далеко, и его сосредоточенность на том, чтобы заставить европейцев больше тратить на оборону, теперь неуместна.
И все-таки европейские страны слишком долго считали свои оборонные бюджеты продолжением социальной политики. Расходы на персонал составляют более 50% военных расходов почти во всех странах ЕС по сравнению с примерно четвертью в США. А расходы на оборудование, исследования и разработки едва достигают 20% в Европе — по сравнению с 30% в США, и только около 22% закупок оборудования осуществляются совместно.
Европейская комиссия предложила сделать расходы на оборону более рациональными. Но подобное навязывание мер, как правило, не приносит результата. На самом деле, в Европе есть сотни совместных военных проектов, таких как Европейское авиационное транспортное командование в Нидерландах. Многие из этих усилий являются двусторонними и узкоспециализированными. Без большей согласованности они не смогут покрыть большой недостаток военных расходов и сотрудничества между Европой и США или сделать европейские армии более эффективными. Несмотря на сложности, НАТО функционирует по двум основным причинам: 1. четкая миссия — гарантии коллективной безопасности, закрепленные в его уставе, и 2. управление США.
Любой план ЕС по вопросам коллективной обороны потребует таких же целей и направления. Тем не менее, Франция, которая станет самой крупной военной силой в Европе после того, как Великобритании покинет ЕС, всегда считала оборонную политику ЕС не самоцелью, а противовесом НАТО, в котором доминируют США. Между тем, Германия неохотно берет на себя ответственность, а другие страны опасаются позволять ей это. Сейчас все может измениться. Оказавшись между Брекситом и трампизмом, европейские страны могут, наконец, осознать крайнюю необходимость подготовки к угрозам как внутри, так и за пределами континента. Вмешательство НАТО в Ливии показало, что европейские страны готовы и способны осуществлять такие миссии.
Это не попытка сказать, что ЕС нужна собственная армия. Необходимо отметить, что Европа должна сделать больше, чтобы обеспечить свою коллективную безопасность, и эта часть ответа заключается в большей гибкости НАТО (с меньшим доминированием США). Когда европейцы будут обдумывать какие-либо изменения, их основное внимание не должно быть сосредоточено на том, выполняют ли члены НАТО требования альянса по общим расходам на оборону. Они должны подумать над тем, как и куда тратить деньги. Чем лучше Европа сможет защитить себя, тем лучше для нее и для США.