Основными пунктами повестки дня Мюнхенской конференции по безопасности, проведенной в этом году в 53-й раз, были избрание Дональда Трампа президентом США, отделение Великобритании от ЕС, поиски мира в Сирии, торговые и военные события в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
На этой конференции продолжилась словесная дуэль между Россией и членами НАТО. Тезис «холодная война еще не закончилась» в выступлении министра иностранных дел России Сергея Лаврова на конференции был важен с точки зрения демонстрации мировых балансов. Трамп в ходе своей предвыборной кампании говорил о НАТО как об «устаревшей организации», и это, должно быть, обнадежило Россию. Однако, вице-президент США Майк Пенс, принявший участие в конференции от имени американской администрации, дал сильные сигналы поддержки НАТО и отметил, что США не признают оккупацию Крыма Россией. Его слова не оправдали надежды Москвы.
На саммите министров обороны НАТО, который состоялся примерно в это же время в Брюсселе, было принято важное решение, способное повлиять на будущее отношений НАТО и России. С принятием предложения о наращивании военного присутствия США в Черном море в этот регион зайдет больше кораблей НАТО. Командное управление этими кораблями будет осуществляться с базы MARCOM, которая находится в Великобритании. Чтобы это решение не послужило поводом для роста напряженности в отношениях с Россией, Турция поставила условие, чтобы ее заблаговременно уведомляли обо всех перемещениях кораблей. Предполагается, что эта практика начнется с мая 2017 года.
Принятый на встрече министров обороны НАТО в октябре 2016 года план по развертыванию четырех батальонов в Эстонии, Латвии, Литве и Польше с целью укрепления восточной границы альянса против России вступил в силу в феврале 2017 года. Когда путинская администрация выражала беспокойство по поводу создания НАТО военных баз в странах Прибалтики после 2004 года, она на самом деле предвидела день сегодняшний и принимала меры в этом направлении.
Доктрина безопасности Путина
С начала 2000-х годов ЕС / США сосредоточились на новых политических конфигурациях в Грузии, на Украине, в Киргизии. Россия же рассматривала эту стратегию как политику по ослаблению России. Ведь эти три страны занимали важное место в рамках евразийского проекта, который Россия пыталась создать. Проведение этими странами политики в пользу НАТО и ЕС ослабило бы идеи евразийства. Путин, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года, обрисовал рамки новой внешней политики России. Впоследствии это выступление было названо «мюнхенской доктриной». Она включала в себя следующие тезисы: неприемлемость однополярного мира; необходимость противостояния глобальной гегемонии США и их попыткам навязать свои условия; использование военной силы только в рамках соответствующих решений Совета Безопасности ООН.
В речи Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года были обозначены основные направления внешней политики, которую Россия проводит в наши дни. После этого выступления Путин, перейдя к активным действиям, осуществил вмешательство сначала в Грузию, а затем на Украину, в Крым и Сирию. К тому же после мюнхенской речи 15 июля 2008 года в России была объявлена новая концепция внешней политики. Этим документом и признанием независимости Абхазии и Южной Осетии после грузинского кризиса Россия ответила на провозглашение независимости Косова от Сербии 17 февраля 2008 года. Таким образом, Россия в некотором смысле выдвинула ультиматум США и странам ЕС.
Расширение НАТО и ответные ходы России
В период после 2008 года Россия воспользовалась тем, что президент США Обама проводил пассивную политику в ее отношении. Путин, расценив политику США под руководством Обамы как «инертность» и «беспомощность», начал обеспечивать себе поле для маневра.
Вмешательство России в Грузию в 2008 году повлекло за собой определение новых стратегий как на Западе, так и в России. 5 февраля 2010 года российская сторона приняла новую военную доктрину. Крупнейшими угрозами были названы сепаратистские движения на Северном Кавказе, а также расширение НАТО на восток. В ответ на расширение НАТО Россия выступила инициатором создания и укрепления Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Единого экономического пространства и других подобных организаций. Расширение НАТО на восток и приближение альянса к российским границам российская военная доктрина определила в качестве явной угрозы безопасности. Путин, помня о том, что царская Россия и Советский Союз формировали свои зоны влияния за счет приобретения новых территорий, пожелал снова доминировать в ближнем зарубежье.
Россия не откажется от Крыма и Тартуса
В рамках реализации приоритетных задач, объявленных Путиным в 2007 году в мюнхенской речи, Россия не преминула присоединить Крым, который она рассматривала в качестве основания присутствия в Черном море. В дальнейшем, вмешавшись в сирийский кризис, она гарантировала сохранение своей базы в порту Тартус. Россия, которая не желает утрачивать свое геополитическое превосходство в Восточной Европе, Черном море, на Каспии и в Средней Азии, рассчитывает буквально «отодвинуть» противостоящие ей силы.
Обеспечение доступа к портам в теплых морях — вечный идеал российской геополитики. В то же время геополитические опасения России нельзя назвать несправедливыми. Свое геополитическое и геостратегическое положение в международной системе путинская Россия построила на основе создания нового баланса сил. Попытки представить Россию мировой державой повсюду выявляют инструменты и аргументы российской стратегии.
Черное море и Украина снова нагреваются
Россия пытается принять меры против проекта «Восточное партнерство» (Eastern Partnership), инициированного США и ЕС для стран Восточной Европы. В этой связи, в частности, вырабатывается политика, направленная на сокращение политического, экономического, социального и культурного влияния Польши, сателлита ЕС и США, на Украину и Белоруссию. Кроме того, в результате проекта «Восточное партнерство» пострадала энергетическая политика и безопасность России. С помощью проекта «Турецкий поток» Россия, по сути, пытается гарантировать свою энергетическую безопасность.
Стратегические приоритеты Путина в Черном море
Операцией в Сирии Россия пожелала препятствовать попыткам сдерживания и притеснения, которые при политических маневрах США предпринимались против нее через Европу. При правлении Обамы ей удавалось это. В обстановке, когда имидж США на Ближнем Востоке был существенно испорчен после войны в Ираке, Россия преподнесла себя в качестве «избавителя, который борется с терроризмом» в Сирии. Россия, действуя в рамках новой перспективы на Ближнем Востоке, воспользовалась слабостью иранского экспансионизма и перенесла российско-иранское стратегическое союзничество на такой уровень, при котором государства региона были бы вынуждены решать дилемму присоединения / неприсоединения. На самом деле для каждой страны в регионе эта политика сделала Россию таким государством, с которым нужно обязательно налаживать связи, но с избранием Трампа президентом балансы снова могут измениться.
В ответ на политику США в Черном море Россия рассматривает Украину в качестве геополитической оси на евразийской шахматной доске. Особенно российская военно-морская база в Крыму расценивается как гарантия ее присутствия в Черном море. Хотя США и ЕС пожелали, чтобы Турция служила для них своеобразным щитом против России, сближение Москвы с Анкарой в последнее время становится помехой этому. Главная причина, по которой и Путин, и президент Эрдоган подвергаются таким нападкам со стороны Запада, — стремление разрушить это сотрудничество. Но главная опасность, которая стоит на пути развития российско-турецких отношений, заключается в том, что дружба двух стран ограничивается инициативой Эрдогана / Путина. Никто не может предсказать, что ждет две страны в будущем.
России нужно Черное море для продажи газа и нефти
Украина и Крым имеют жизненно важное значение не только для безопасности Черного моря, но и для поставок российского природного газа. Одна из главных причин интереса России к Черному морю, вне всякого сомнения, заключается в том, что через этот регион проходят маршруты транспортировки нефтегазовых ресурсов.
Для России безопасность Черного моря — это в то же время безопасность Кавказа. Россия опасается того, что если ей не удастся взять под защиту Черное море, Запад сделает так, что кризис перекинется на Кавказ.
Россия также обеспокоена тем, что США, наращивая свое военное присутствие в Грузии, могут использовать этот регион в условиях напряженности в отношениях с Ираном. Вмешательством в Грузию в 2008 году Россия подорвала процесс, в рамках которого работы по расширению НАТО стремительно продолжались, и США были заняты поисками военных баз в Румынии и Болгарии, выходящих к Черному морю. Но решения, принятые на саммите глав государств и правительств стран НАТО в 2016 году и саммите министров обороны, связанные с переброской военных на базы в странах Прибалтики и усилением военного присутствия в Черном море, способны вызвать новую волну напряженности. Например, Иран тоже полагает, что после наращивания военной мощи НАТО в Черном море эти базы могут быть использованы в возможной операции против Ирана.
Наряду с тем, что в связи с обещаниями, которые Трамп давал в ходе своей предвыборной кампании, предвидится определенное улучшение в отношениях США и НАТО с Россией, последние события говорят о том, что предстоящий период может повлечь за собой новую напряженность, и прежде всего в Черном море.