«Военное сотрудничество КНР и РФ вышло на небывалый уровень. Оно создает новую угрозу для американской системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Такое заявление сделало консультативное ведомство по Китаю при Конгрессе США, отметив, что это серьезно отразится на безопасности Японии. Смысл состоит в стремительном сближении России и Китая в военной сфере.
Суть военного сотрудничества
В конце марта Государственная комиссия по мониторингу экономических вопросов и вопросов безопасности в отношениях между США и Китаем опубликовала доклад под названием «Военные отношения между Китаем и Россией: выход на высокий уровень».
Эта комиссия является внепартийным консультативным ведомством по Китаю при Конгрессе. Она занимается исследованиями преимущественно в сфере влияния американо-китайских экономических отношений на государственную безопасность. Также комиссия нередко проводит исследования в области военных действий Китая.
В докладе говорится следующее о ситуации вокруг активизации российско-китайского военного сотрудничества.
Россия и Китай в 1996 году провозгласили лозунг «скоординированное и стратегическое партнерство», начав развивать сотрудничество в области обороны и безопасности. Сейчас они выводят стратегическое партнерство на новый уровень.
Основу этого сотрудничества составляет продажа российского оружия в Китай. В 2006 году наблюдался пик этой торговли, однако после этого китайская сторона скопировала технологии российских систем вооружения и начала развивать собственное производство, поэтому российская сторона ушла на второй план. Тем не менее примерно в 2012 году обе страны вновь активизировали сотрудничество в сфере обороны.
В докладе отмечается, что существует опасность того, что российско-китайское военное сотрудничество негативно отразится на американской системе безопасности в Азии. В частности, приводятся следующие примеры.
Продажа российских истребителей СУ-35 в Китай
Продажи начались в декабре 2016 года. Они подорвут превосходство ВВС США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и благодаря им китайские войска получат в свои руки технологии, необходимые для разработки продвинутых истребителей. Эти самолеты лягут в основу разработки истребителей следующего поколения силами китайской армии.
Продажа в Китай зенитных ракетных комплексов С-400
Россия начнет передавать эти комплексы Китаю в 2018 году. Они укрепят не только систему ПВО Пекина, но и станут угрозой для ВВС Тайваня в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Кроме того, С-400 будут представлять угрозу для ВВС США и Японии в Южно и Восточно-Китайском море.
Разносторонние российско-китайские военные учения
Совместные учения дают глубокие знания и возможность анализа практически не имеющей боевого опыта Народно-освободительной армии Китая, которая идет по пути модернизации.
Расширение географии совместных военных учений России и Китая, которые придают особое значение противоракетной обороне
Эти меры означают расширение интересов России и Китая в сфере безопасности. Также они указывают на расширение взаимной поддержки. Взаимодействие обеих стран в области безопасности представляет вызов для США и их союзников.
Рост угрозы в Восточно-Китайском море
Таким образом, в докладе подчеркивается рост угрозы для США со стороны России и Китая, которые расширяют сотрудничество в военной сфере.
Кроме того, отмечается, что в результате военного сотрудничества ЗРК С-400, которые получит КНР, будут представлять очевидную угрозу для Японии в Восточно-Китайском море.
Стоит отметить, что отношения РФ и КНР нельзя сравнить с союзническими отношениями Японии и США. Сотрудничество Москвы и Пекина в сфере безопасности выходит на новый уровень, однако в докладе говорится следующее: «Из-за различий в области военной политики и традиционного взаимного недоверия практически нет предпосылок для возникновения союзнических отношений, при которых в случае нападения на одну из сторон, другая будет оказывать ей поддержку в форме совместной обороны».
Несмотря на это, Японии необходимо внимательно относиться к тому, что укрепление российско-китайского сотрудничества может представлять угрозу для интересов США в Азии, затрагивающих сферу безопасности.