В последнее время словосочетание «третья мировая война» употребляется насколько часто, что оно стало для нас почти привычным. Большинство из нас не верят в то, что она действительно произойдет — по крайней мере, при нашей жизни.
Тем не менее, некоторые политические процессы, которые происходят в мире сегодня, должны настораживать. Например, особая «ядерная» активность Северной Кореи, напряжение — если не противостояние — между США и КНДР. Наличие откровенного агрессора — Российской Федерации — также обладающего «ядерной кнопкой».
Что может спровоцировать Третью мировую войну? Что останавливает от этого? Обязательно ли Третья мировая война — это война ядерная? Какой может быть война «нового качества»?
На эти вопросы «Обозревателя» в блиц-интервью ответил генерал-полковник в отставке, бывший начальник Генерального штаба ВСУ, бывший первый заместитель министра обороны Украины Анатолий Лопата.
— 15 апреля КНДР намерена испытать новую ядерную бомбу. Всем известно, насколько они увлечены реализацией своей ядерной программы. Могут ли такие действия и в целом противостояние между США и Северной Кореей спровоцировать новую мировую войну?
— Я хотел бы, чтобы все мы понимали, что такое Третья мировая война. Многие исследователи этого процесса говорят, что Третья мировая война давно уже идет, только она идет, как говорят, другими методами и другими способами.
Но если говорить о Третьей мировой войне в ракурсе Второй мировой войны, то конфликт между Северной Кореей и США привести к такой войне никак не может. И это однозначно.
— Это не война. Нанесение отдельного ядерного удара возможно в любое время — страна, обладающая ядерным оружием и средствами доставки в каких-то спрогнозированных или в аварийных условиях может произвести запуск ракеты. Это бы означало начало боевых действий.
Но Северная Корея ни экономически, ни геополотически, ни по человеческому ресурсу не представляет собой страну, которая сегодня может угрожать миру. Есть только амбиции отдельных политиков. Сегодня единичный ядерный удар и даже десять ядерных ударов не вызовут глобальных последствий.
Мы должны спокойнее относиться к этому, потому что, по большому счету, это болтовня. Северная Корея не может послужить детонатором к Третьей мировой войне. Но эта болтовня может привести к какому-то локальному конфликту, в результате чего пострадают тысячи и тысячи людей, а КНДР исчезнет с политической карты мира. Вот и все.
— То есть действия Северной Кореи представляют угрозу, прежде всего, для режима Северной Кореи?
— Конечно! Это Слон и Моська. Нельзя быть таким политиком.
— Что вы думаете по поводу еще одной страны, которая может представлять потенциальную угрозу для мира — Российской Федерации? Вы знаете, что новый глава Белого дома пытается действовать довольно осторожно в отношении РФ. Тем не менее, существует страна-агрессор.
— Используя такое выражение как «страна-агрессор», следует понимать, что это за страна и относительно какой другой страны она осуществила агрессию. Если это Российская Федерация и Украина, то всем понятно, что Россия является страной агрессивной. Не мы пришли на территорию РФ, а Россия оккупировала Крым и предприняла все усилия для того, чтобы сепаратизм на востоке нашей страны превратить в мощную группировку, подпитываемую вооружением и материальными ресурсами со стороны РФ в готовности вести дальнейшие боевые действия.
В этом плане для США Россия является агрессором. Агрессором она может являться и применительно к тому, что она поддерживает режим Асада в Сирии.
По отношению к США никаких агрессивных действий со стороны РФ нет, но мы должны понимать одно: что Россия была и есть самостоятельным геополитическим, экономическим центром на планете. И хотелось бы или не хотелось бы кому-то считаться или не считаться с РФ, выбора нет. Надо считаться. Потому что Россия имеет высокий военный потенциал, огромные экономические возможности, которые, может быть, неправильно используются. Но это уже внутренние проблемы РФ. И США и впредь будут считаться с Россией.
— Вы сказали, что важно понимать, что именно подразумевается под Третьей мировой войной. Обязательно ли Третья мировая война должна предполагать применение ядерного оружия?
— Нет, конечно. Я думаю, что ядерное оружие будет исключено в ближайших конфликтах. Конфликты будут, но применения ядерного оружия не следует ожидать, потому что это оружие может быть фатальным для человеческой цивилизации. Все понимают это.
Следующая война, Третья мировая, если она и будет, будет войной нового качества. Суть проблемы в том, что Вторая мировая война не велась в космосе, а Третья мировая война переносится в другое измерение — она будет вестись в космосе.
Российская Федерация не готова к такой войне, хотя в РФ и ведутся соответствующие разработки. К этой войне готовы только США. И то, для них это пока весьма проблематично, потому что они находятся в самом начале подготовки к таким действиям, хотя технически и экономически эти вопросы уже решены. Но единичные образцы — это не промышленное производство.
Думаю, войны в космосе возможны через 50 лет.