Руководство американского военного ведомства заявляет, что в полетах российских бомбардировщиков у побережья Аляски «нет ничего необычного». Само по себе это указывает на то, что обе страны следуют линии, которую можно назвать чем-то средним между привычной демонстрацией военной мощи и усилением провокаций.
В понедельник американские истребители F-22 осуществили перехват двух российских бомбардировщиков в международном воздушном пространстве в 100 милях от острова Кадьяк, что в районе Аляски. Представитель американского оборонного ведомства назвал действия сторон «безопасными и профессиональными».
Менее чем через сутки американский разведывательный самолет засек в этом же районе еще два российских бомбардировщика, которые на сей раз летели на удалении 41 мили от Аляски.
Российские самолеты не нарушали воздушное пространство США, а представители американского военного ведомства сказали, что в действиях русских не было ничего необычного и провокационного. Соединенные Штаты и сами выполняют такие полеты вдоль побережья Китая и России.
Москва со своей стороны заявила, что «регулярно осуществляет воздушное патрулирование над нейтральными водами Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов и Черного моря».
«Все эти полеты выполняются в строгом соответствии с международными правилами и с соблюдением национальных границ», — говорится в письменном заявлении российского Министерства обороны.
События этой недели четко укладываются в рамки общего стремления российского президента Владимира Путина доказать, что «Россия вернулась в игру», говорит бывший сотрудник Госдепартамента Говард Стоффер (Howard Stoffer).
«Такого рода игра в кошки-мышки продолжается уже довольно длительное время, — заявил Стоффер CNN. — Путин пытается предупредить США о том, что русские везде, что они снова раздвигают границы своих действий и наращивают военную мощь».
«Одно дело, когда ты летишь демонстративно, чтобы тебя заметили, — сказал он. — Когда русские пролетают на бреющем полете над американскими кораблями, это непрофессиональные действия, так как они мешают работе и опасны для всех сторон… Именно здесь проходит черта дозволенного».
В феврале американские представители подтвердили точку зрения Стоффера, когда эсминец «Портер» трижды встретился с российскими самолетами, находясь в Черном море. Полеты российских самолетов были расценены как небезопасные и непрофессиональные, потому что они пролетели в опасной близости от американского корабля. Москва заявила, что никакой опасности в действиях ее авиации не было.
В последнее время российские самолеты замечают и возле берегов американских союзников, таких как Япония. Согласно заявлению японского Министерства иностранных дел, в этом месяце ВВС четыре раза поднимали свои истребители в небо по тревоге в ответ на действия русских.
Кроме того, в последние месяцы российский разведывательный корабль «Виктор Леонов» был дважды замечен у американского побережья.
Усиление напряженности между Россией и США — это совсем не то, о чем оптимистично говорил в ходе своей предвыборной кампании президент Дональд Трамп, выражая надежду на налаживание отношений и сотрудничество. В этом месяце он заявил, что отношения между двумя бывшими противниками по холодной войне «опустились до рекордно низкого уровня».
В этом месяце две страны вступили в серьезный конфликт из-за существующих между ними глубоких стратегических противоречий. Удар по гражданскому населению с применением химического оружия, осуществленный 4 апреля предположительно войсками сирийского президента Башара аль-Асада, вызвал ярость у Трампа. В ответ он приказал нанести удар ракетами «Томагавк» по сирийскому аэродрому, и изменил свое отношение к России, которая поддерживает Асада с самого начала кровопролитной гражданской войны.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что американский ракетный удар по аэродрому в Сирии — это неудачная попытка сорвать мирный процесс в стране и сменить режим. Россия осудила этот удар вместе с давним врагом США Ираном.
«Эти попытки не увенчаются успехом, такого не будет, — сказал Лавров на совместной пресс-конференции с министрами иностранных дел Ирана и Сирии в Москве. — Мы настаиваем, чтобы США и их союзники уважали суверенитет Сирии и не допускали каких-либо действий, чреватых самыми серьезными последствиями не только для региональной, но и для глобальной безопасности».
Противоположные точки зрения на украинский конфликт также стали «горячей» темой для Кремля и новой американской администрации.
В феврале российское Министерство иностранных дел указало на то, что Россия не намерена возвращать Крым Украине, так как считает его частью России. Администрация Трампа заявила, что выступает против такой позиции. Пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер ранее заявлял, что Трамп проводит жесткую линию в отношении России и рассчитывает на то, что Москва уйдет из Крыма, оккупированного ею в 2014 году.
Тем временем Соединенные Штаты размещают войска и военную технику по всей Европе в попытке успокоить своих европейских и натовских союзников после действий России на Украине. В прошедшие выходные ВВС США направили новейшие истребители-невидимки в Великобританию, чтобы продемонстрировать свою военную мощь.
Действия авиации на это неделе могут быть обычной военной бравадой, но поскольку две страны оказались рядом в сложных военных ситуациях в некоторых регионах мира, это увеличивает риск эскалации.
Американские военные пока воздерживаются от противодействия российской авиации, которая совершает опасные маневры типа пролетов над кораблями ВМС США. Однако Стоффер заявил, что в будущем возможны ответные меры.
По его словам, Соединенные Штаты вряд ли пойдут на крайние меры и не станут открывать огонь по российским кораблям или сбивать самолет, совершающий опасные маневры. Однако он считает, что какой-нибудь американский командир может отдать приказ на некие иные действия, скажем, создать умышленные помехи РЛС или бортовой радиоэлектронике, из-за чего самолет может потерпеть крушение.
Если незначительная провокация приведет к эскалации и создаст ситуацию, близкую к масштабной войне, Москва окажется в проигрышном положении, считает генерал ВВС в отставке Майкл Хайден (Michael Hayden). «Никто не хочет воевать с русскими, но позвольте мне остановиться на другом вопросе. Русские тоже очень не хотят воевать с нами», — заявил генерал в интервью CNN.
«Они намного слабее», — добавил Хайден.
В подготовке материала участвовали Райан Браун (Ryan Browne), Барбара Старр (Barbara Starr), Брэд Лендон (Brad Lendon) и Джунко Огура (Junko Ogura).