День после увольнения шефа ФБР Джеймса Коми (James Comey) не был хорошим днем для Дональда Трампа. Во всяком случае, выглядело несколько странным, что Трамп впервые встретился в качестве президента с высокопоставленным представителем Москвы именно в то время, когда все воробьи на крышах чирикали о том, что истинной причиной увольнения Коми было расследование ФБР о предвыборных контактах Трампа с Москвой.
Незадолго до встречи с Трампом за закрытыми дверями министр иностранных дел России также шутил по поводу увольнения Коми. «Его уволили? Вы шутите!» — сказал, усмехаясь, Сергей Лавров, прежде чем скрыться в Белом доме. Конечно, Москва радуется всему, что затрудняет расследование российских манипуляций во время американских выборов.
А тут еще возникло дело с фотографиями переговоров президента США с российскими официальными лицами в Овальном кабинете. Трамп и его команда журналистов, ошеломленные резкой реакцией на увольнение Коми, по крайней мере сознавали, что встреча с русскими на следующий день не произведет хорошего впечатления. Очевидно, поэтому Белый дом и не допустил репортеров и фотожурналистов.
Впервые русские присутствовали, а американцы нет
Поэтому представители американских СМИ были поражены, когда неожиданно появились фотографии этого события. Их распространили российское информационное агентство ТАСС и российские правительственные ведомства.
Как могло получиться, что Белый дом разрешил русским то, что было запрещено американским журналистам, которые регулярно освещают деятельность Трампа? Вероятно, российские СМИ впервые в истории Америки получили больше доступа в Белый дом, чем американские.
На этих снимках Трамп стоял и беседовал с Лавровым и российским послом в США Сергеем Кисляком в непринужденной атмосфере. Именно тот самый Кисляк, из-за которого уже погорел советник по национальной безопасности Майкл Флинн (Michael Flynn), утаивший свои встречи с российским послом. По той же самой причине возникли трудности и у министра юстиции Джеффа Сешнса (Jeff Sessions), который высказался за увольнение Коми.
В Белом доме также были поражены
В Белом доме, очевидно, были не менее поражены появлением этих снимков, чем американские СМИ. Собственно говоря, на встрече должен был присутствовать лишь один официальный фотограф с каждой стороны. Поэтому администрация Трампа чувствовала себя обманутой русскими из-за фотографа, взятого с собой Лавровым.
Он действительно работает на информационное агентство ТАСС и постоянно сопровождает Лаврова. «Русские не проинформировали нас о том, что их официальный фотограф имел двойное подчинение, и фотографии были распространены государственным информационным агентством», — сказал официальный представитель США в интервью Washington Post.
И, как будто этого было недостаточно, некоторые эксперты по вопросам безопасности критиковали и то, что члены российской делегации вообще получили право войти в Овальный кабинет с электронными приборами. В них можно, мол, легко спрятать и тайком пронести в Белый дом оперативную технику.
Во всяком случае, бывший заместитель директора ЦРУ Дэвид Коэн (David Cohen) прокомментировал в Twitter риторический вопрос одного бывшего высокопоставленного сотрудника Барака Обамы, правильно ли было допустить российского фотографа со всем его оборудованием в Овальный кабинет, словами «нет, это было неправильно». Очевидно, Трампа больше беспокоит, чтобы его не подслушивал Барак Обама, чем то, что он мог бы быть подслушан русскими.