Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Предвыборная реклама в Facebook российского происхождения была нацелена на Мичиган и Висконсин

© AP Photo / Noah BergerЕжегодная конференция разработчиков в Сан-Хосе, штат Калифорния
Ежегодная конференция разработчиков в Сан-Хосе, штат Калифорния
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По словам четырех осведомленных источников, целый ряд предвыборных рекламных материалов российского происхождения в Facebook был конкретно нацелен на штаты Мичиган и Висконсин, сыгравшие важнейшую роль в победе Дональда Трампа на прошлогодних выборах. Некоторые российские материалы оказались тщательно проработанными и хитроумными и были нацелены на ключевые группы населения.

По словам четырех осведомленных источников, целый ряд предвыборных рекламных материалов российского происхождения в Facebook был конкретно нацелен на штаты Мичиган и Висконсин, сыгравшие важнейшую роль в победе Дональда Трампа на прошлогодних выборах.


Как отметили два первых источника, некоторые российские материалы оказались тщательно проработанными и хитроумными и были нацелены на ключевые группы населения, сыгравшие решающую роль в голосовании. В этих рекламных материалах было изложено множество вызывающих разногласия взглядов и идей, чтобы особо выделить их на фоне всеобщей предвыборной шумихи. Среди прочего там звучали антимусульманские лозунги и послания.


До сих пор было непонятно, какие именно регионы подверглись этой рекламной атаке. Хотя один источник заявляет, что большое количество материалов появилось в тех районах страны, где предвыборное соперничество было не особо острым, многие рекламные сообщения были совершенно явно нацелены на то, чтобы повлиять на общественное мнение в тех штатах, где борьба между кандидатами шла напряженно, но без явного перевеса.


Наименьший перевес у Трампа был в штате Мичиган, где его преимущество над кандидатом от демократов Хиллари Клинтон составило всего 10 700 голосов из 4,8 миллиона проголосовавших избирателей. В Висконсине ситуация была аналогичная, и там перевес Трампа составил лишь 22 700 голосов. Оба штата, в которых Трамп победил с преимуществом менее чем в один процент, сыграли решающую роль в его победе, которую он одержал в коллегии выборщиков.


Источники не уточнили, когда именно в 2016 году в Мичигане и Висконсине появились эти предвыборные материалы.


В рамках проводимых расследований специальный прокурор Роберт Мюллер и комитеты конгресса пытаются установить, получали ли русские какую-то помощь от членов штаба Трампа, когда решали, на кого нацелить свою предвыборную агитацию.


Получить комментарии по этому вопросу у представителей Белого дома не удалось. Президент и высокопоставленные чиновники из администрации уже давно настаивают на том, что никакого сговора с Россией не было, а сам Трамп называет такие утверждения «фальшивкой».


То внимание, которое было уделено Мичигану и Висконсину, лишний раз подтверждает, что занимавшаяся этой работой российская группа применяла широкий набор тактических приемов, которые могли быть нацелены на вмешательство в выборы.


Компания Facebook ранее признала, что около четверти из трех тысяч купленных Россией рекламных объявлений были нацелены на вполне конкретные географические районы, хотя назвать их отказалась. Согласно ее заявлению, в 2015 году таких предвыборных материалов с географической привязкой было больше, чем в 2016-м. По оценке Facebook, в целом российские материалы увидели 10 миллионов человек.


Площадка Facebook может быть снова использована в качестве инструмента влияния на промежуточных выборах в 2018 году.


Член палаты представителей Адам Шифф (Adam Schiff), являющийся главным демократом в комитете по разведке, заявил CNN, что комитет проводит анализ географии российских предвыборных объявлений, а также пытается выяснить, была ли оказана какая-то помощь со стороны людей, связанных со штабом Трампа.


«Мы рассматриваем все случаи целенаправленного воздействия предвыборных объявлений, все попытки публикации фейковых или фальшивых новостей, а также негативной информации о Хиллари Клинтон, пытаясь понять, не был ли такой уровень совершенства и изощренности связан с тем, что рекламодатели имели доступ к аналитическим данным предвыборной кампании, — сказал Шифф во вторник вечером. — В данный момент нам это неизвестно».


Один человек, непосредственно знакомый с ситуацией, заявил, что часть предвыборных материалов была нацелена на избирателей, восприимчивых к антимусульманским идеям и посланиям. В некоторых материалах даже утверждалось, что мусульмане создают угрозу американскому образу жизни. Такие послания могли показаться привлекательными тем избирателям, которые поддерживали жесткую позицию Трампа против иммиграции и его призывы запретить мусульманам въезд на территорию Соединенных Штатов.


Шифф сказал, что его комитет намерен проанализировать материалы, в которых говорится, что мусульмане поддерживают Клинтон, а также изучить, каким образом их авторы выходили на людей, отрицательно относящихся к исламу.


На этой неделе компания Facebook передала следователям конгресса примерно три тысячи рекламных материалов, в том числе, те, о которых говорит Шифф. Сделала она это в рамках оказания помощи следствию, которое изучает обстоятельства российского вмешательства в выборы 2016 года.


На прошлой неделе CNN сообщила о том, что как минимум в одном рекламном материале Facebook, купленном и размещенном русскими во время президентской кампании 2016 года, есть ссылка на движение Black Lives Matter, и что материалы такого рода были предназначены конкретно для аудитории в Фергюсоне, Миссури и Балтиморе. Это подтверждают источники, знакомые с содержанием данных материалов.


Законодатели пока только начали оценивать объемы этой информации, а источники из обеих партий говорят о том, что три тысячи купленных русскими предвыборных материалов посвящены самым разным темам, вызывающим глубокие противоречия и споры, в том числе, второй поправке и гражданским правам. По словам источников, данные материалы имели целью оказать влияние на голосование и посеять недовольство среди электората.


Представители обеих партий отмечают, что российская кампания предвыборной агитации была тщательно продумана и организована. Они подчеркивают, что пока только начали свою работу, и не знают в полной мере, каков был размах агитационных усилий в социальных сетях.


«Это вполне соответствует тем активным мероприятиям, которые осуществляют русские, используя киберпропаганду, интернет и социальные сети, — сказал сенатор-республиканец Джон Корнин (John Cornyn), работающий в юридическом комитете и комитете по разведке, которым Facebook передала рекламные материалы. — Так что мы пока видим только верхушку айсберга».