В среду, 4 октября, президент Украины Петр Порошенко должен зарегистрировать в Раде нашумевший законопроект о реинтеграции Донбасса. Об этом заявила вице-спикер Ирина Геращенко. Правда, называться он будет, по словам представителя президента в ВР Ирины Луценко, «Стратегия восстановления территориальной целостности Украины: освобождение Донбасса».

 

Его разработка началась еще летом. Инициатором выступил секретарь СНБО Александр Турчинов. По крайней мере, он об этом первый заявил и, по информации некоторых нардепов от Блока Петра Порошенко, поставил пропрезидентское крыло в неловкое положение. Как уже писал сайт «Сегодня», еще с конца прошлого года только в Раде разрабатывалось три законопроекта о деоккупации и реинтеграции Донбасса авторства нардепа от БПП Мустафы Найема, группы других нардепов от БПП, и депутатов из «Народного фронта». Но никто из них этого не афишировал, поскольку не была понятна позиция Администрации президента, пока в июне Александр Турчинов не заявил, что АТО себя исчерпала, и пришло время признать оккупированные Россией территории официально оккупированными, а Россию — агрессором.


Тогда источники «Сегодня» в БПП и украинских дипкругах в унисон заявили, что своим заявлением Турчинов, мягко говоря, удивил не только Администрацию президента, но и наших международных партнеров, которых пугают официальные прямые формулировки о военной агрессии России против Украины. Именно поэтому в Администрации президента решили взять инициативу в свои руки и на базе СНБО создать рабочую группу по написанию комплексного законопроекта о реинтеграции Донбасса. Главный его смысл, по словам разработчиков, — возвращение оккупированных Россией украинских территорий, а не ограждение от них колючей проволокой, как, по словам Ирины Геращенко, кое-кто предлагает.


Все это обсуждалось вчера на встрече неформальной Минской платформы в Верховной Раде с замглавы АП Константином Елисеевым и дипломатом, бывшим судьей Международного Уголовного Трибунала Владимиром Василенко (входит в рабочую группу по наработке законопроекта по реинтеграции). Но, вопреки ожиданиям нардепов, которые были приглашены на встречу, им так и не показали итоговый вариант законопроекта о реинтеграции Донбасса, согласованный с нашими международными партнерами.


Нардепы, которые участвовали во встрече, неофициально рассказали сайту «Сегодня», что пришел Елисеев под купол без документа по причине многочисленных «сливов» фейковых вариантов этого проекта. Действительно, только за вчера свой якобы достоверный проект о реинтеграции Донбасса в Facebook опубликовала вице-спикер Оксана Сыроид и бывший министр обороны Анатолий Гриценко. В СМИ даже появился английский вариант законопроекта, который АП якобы отправляла на согласование нашим иностранным партнерам. Но, как заверил вчера журналистов в кулуарах глава фракции БПП Артур Герасимов, опубликованным разными политиками документам доверять нельзя и стоит все-таки дождаться достоверного президентского законопроекта.


Правда, по словам депутатов, участвовавших во встрече с Елисеевым, есть несколько моментов, которые представляют повод для беспокойства. Во-первых, до сих пор непонятно, заменит ли новый проект о реинтеграции Донбасса закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей — закон об особом статусе Донбасса, прописанный в п.4 Минских соглашений. Его, как известно, Рада принимала в 2014 году вместе с законом об амнистии с выключенным табло.


«Согласно этому Закону временно, на три года…вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым относятся районы, города, поселки, села, которые определяются решением Верховной Рады Украины (далее — отдельные районы Донецкой и Луганской областей)», — говорится в ст.1 закона об особом статусе.


В заключительных положениях написано, что закон вступает в силу со дня его опубликования. В официальной парламентской газете «Голос Украины» документ опубликовали 20 октября 2014 года. То есть, три года его действия истекают 20 октября 2017 года. Представитель РФ в Трехсторонней контактной группе Борис Грызлов уже заявил, что Украина должна продлить срок действия этого закона, а в идеале — принять его на постоянной основе. Но даже в п.4 Минска-2, на который ссылается Грызлов, написано, что статьи 2-9 этого закона начинают действовать только после проведения выборов на Донбассе. А выборы, если судить по букве и духу Минских договоренностей, могут пройти только после выполнения Россией безопасностной части Минска — прекращения огня, отвода техники и вооружений, вывода российских войск с Донбасса и передача Украине контроля над украинско-российской границей. Так что на постоянной основе, как того хочет Россия, закон об особом статусе Донбасса никто принимать не будет.


«Но наши международные партнеры давят на нас, чтобы мы в этом новом законе о реинтеграции прописали пункт (в переходных положениях — Авт.) о продлении действия закона об особом статусе (по слухам, на год — Авт.), — рассказал «Сегодня» один из нардепов от НФ, участвовавший в заседании Минской платформы в ВР. — И еще один ключевой момент: есть вариант того, что в законе о реинтеграции будет упоминание о Минских соглашениях».


«Я даже могу уточнить, какие это международные партнеры на нас давят, — добавил еще один нардеп от БПП, участвовавший во встрече. — Это Россия. Россия вместе с боевиками угрожают очередной масштабной эскалацией, если мы не пролонгируем закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и не упомянем в законопроекте Минские соглашения».


Украинские дипломаты, приближенные к Нормандскому формату переговоров и входящие в рабочую группу по написанию законопроекта о реинтеграции Донбасса, подтвердили «Сегодня» слова нардепов от БПП и НФ. По их словам, именно в законе об особом статусе, срок действия которого истекает 20 октября, прописан механизм проведения выборов на Донбассе. «А не будет закона — не будет выборов. С другой стороны, понизится позиция Украины на международной арене по вопросу урегулирования ситуации на Донбассе», — сказал «Сегодня» один из дипломатов.


Но, по его словам, самое серьезное — это требование вписать в законопроект о реинтеграции словосочетание «Минские соглашения». Если ВР проголосует такой документ, то фактически законодательно легализует Минские договоренности, переведя их в статус соглашений (именно так на дипломатическом языке называются международные договора, ратифицированные парламентом). Но, судя по настроениям под куполом, шансов на принятие именно такого варианта законопроекта в парламенте нет. Да и, по словам нардепов от БПП и НФ, участвовавших в заседании Минской платформы, неизвестно, какой законопроект зарегистрирует в Раде президент.


«Вчера на встрече мы обсуждали только концепцию. Насколько нам известно, законопроект до последнего будет дорабатываться в Администрации президента и вообще не факт, что Порошенко подаст вариант закона с переходными положениями. Может их там вообще не будет. Да и голосовать сразу его никто не будет: завтра его зарегистрируют в Раде, в четверг — попробуют включить в повестку дня. Но вообще не факт, что это получится, если в документе будут скандальные нормы», — сказал «Сегодня» один из нардепов от БПП.


Все без исключения народные избранники в кулуарах напоминали журналистам, что произошло, когда через сессионный зал в первом чтении таки пропихнули проект изменений в Конституцию по децентрализации, в п.18 переходных положений которого был «зашит» особый статус Донбасса. Тогда 31 августа 2015 года под стенами Верховной рады в результате взрыва гранаты погибло четверо нацгвардейцев.


Напомним, по словам главы комитета Верховной рады Украины по иностранным делам Анны Гопко, закон о реинтеграции Донбасса может стать «базой для параметров» миротворческой миссии Организации Объединенных Наций.