Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа хочет запретить Латвии демпинговать на рынке труда. Каким образом?

© AP Photo / Mindaugas KulbisВ зале ожидания аэропорта Вильнюса
В зале ожидания аэропорта Вильнюса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
23 октября министры стран Евросоюза договорились о реформе правил, которые определяют условия командировки работников внутри ЕС. Латвия вместе с Польшей, Венгрией и Литвой выступают категорически против изменений, утверждая, что они снизят конкурентоспособность их предприятий при борьбе за заказы из Старой Европы. Реформа четко разделила Европу на два лагеря.

23 октября министры стран Евросоюза договорились о реформе правил, которые определяют условия командировки работников внутри ЕС. Латвия вместе с Польшей, Венгрией и Литвой выступают категорически против изменений, утверждая, что они снизят конкурентоспособность их предприятий при борьбе за заказы из Старой Европы.


В понимании евросоюзного права «командированный работник» — это любой человек, которого работодатель отправляет в другую страну ЕС для оказания на месте услуг. Правила оплаты труда до сих пор регулировались директивой от 1996 года, принятой до знаменитого расширения Евросоюза в 2004-м и создающей преимущества для предприятий из стран с традиционно низким уровнем оплаты труда. Например, если латвийская строительная компания получает контракт на строительство жилых домов в Вене, то ее работники, находясь в Австрии, будут продолжать платить налоги и делать социальные взносы в Латвии; их зарплата не должна быть ниже австрийской минималки, но оплачивать сверхурочные строителям могут по латвийским расценкам.


В марте 2016 года под давлением стран Западной Европы Еврокомиссия взялась реформировать Директиву о командированных работниках (posted workers). Цель поправок — заставить предприятия обеспечить командированным работникам через какое-то время такие же условия труда, какие имеют их иностранные коллеги, особенно в том, что касается зарплат, выплаты бонусов, страховок и т.п. На практике это означает, что работник, командированный латвийским работодателем, скажем, в Данию, должен будет через какое-то время получать за выездной период не меньше, чем его датский коллега.


Демпинг vs протекционизм: что не нравится Латвии


Революционная реформа четко разделила Европу на два лагеря. Одиннадцать стран Восточной Европы отказались ее поддержать, утверждая, что это лишит их экономического преимущества в виде дешевой рабочей силы. Сейм Латвии в качестве аргументации указал, что перед подачей этого предложения Еврокомиссия не провела всесторонние консультации, как того требует второй протокол Договора о функционировании ЕС.


Более того, в сентябре этого года все три страны Балтии и Польша договорились сформировать коалицию, чтобы активнее бороться против новой директивы. «Мы с тревогой смотрим на тенденцию к подрыву устоев ЕС, таких как четыре свободы единого рынка», — заявила на встрече представителей четырех стран премьер-министр Польши Беата Шидло.


Страны «западного блока» (Франция, Германия, Дания), напротив, выступали за скорейшее внедрение изменений, желая тем самым создать равные конкурентные условия для местных и зарубежных предприятий и защитить свои рынки труда. Новый президент Франции Эммануэль Макрон (на фото) даже сделал тему «командированных» одним из своих главных предвыборных тезисов. И именно Париж требовал от Еврокомиссии более жестких формулировок.


Европа двух скоростей: четверо против всех


В итоге, по истечению двух лет, стороны достигли компромисса. Из 11 стран, возражавших против изменений Директивы, «против» в понедельник проголосовали только четыре — Латвия, Польша, Венгрия, Литва. Эстония, которая сейчас председательствует в Совете ЕС, перешла на сторону сторонников реформ. Воздержались в ходе саммита только Британия, Ирландия и Хорватия.


Под давлением Франции в компромиссном проекте Директивы сокращен период разрешенного нахождения в командировке до 12 месяцев с правом продления еще на 6 месяцев по ходатайству компании. В первоначальной редакции Еврокомиссии предполагалось, что зарубежная командировка может продлиться до 24 месяцев. Сейчас действует норма о 30 месяцах.


Париж со своей стороны пошел на уступки в вопросе транспортных перевозок. Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Испания и Португалия выразили опасения, что реформа нанесет ущерб их дальнобойщикам. В результате было принято решение, что транспортный сектор включат в правила о командированных, как того требует того Франция, но для отрасли будет разработан специальный механизм. Он должен учитывать то обстоятельство, что дальнобойщики, по сути, работают за баранкой в самых разных странах.


Для внедрения измененной директивы в национальное законодательство будет предусмотрен четырехлетний переходный период. Одновременно планируется усилить противодействие попыткам мошенничества с правилами командировок — эту норму включили в отдельный пакет о вопросах социальной безопасности.

 

Два миллиона командированных


Согласованный министрами стран ЕС проект поправок еще должен получить одобрение Европарламента. Дебаты могут быть острыми. Многие депутаты, в том числе из стран Западной Европы, выражают тревогу, что реформа создаст преграды для дальнейшего развития единого рынка товаров и услуг, что является одной из основ Евросоюза.


В количественном выражении командированные — это лишь 2 миллиона человек, или 0,9% занятых в ЕС работников. Однако, по оценкам Еврокомиссии, их концентрация велика в определенных странах и некоторых секторах экономики (41,6% командированных приходится на строительный сектор). К тому же численность командированных постоянно увеличивается — с 2010-го по 2015 год зафиксирован рост на 41,3%.


Нужно отметить, что своих работников в долгосрочные командировки за границу посылают отнюдь не только бедные страны Восточной Европы. Активный обмен трудовыми ресурсами происходит также между странами Западной Европы, но в их случае предусматриваемое реформой выравнивание социальных гарантий не играет существенной роли в силу схожести систем.


Согласно данным Еврокомиссии, больше всего работников отсылает Польша (22,8% от всего числа командированных), Германия (11,7%) и Франция (6,9%). Самые популярные направления командировок — Германия (28%), Франция (11,9%), Бельгия (10,5%). Не менее важно и то, какой удельный вес командированные работники составляют на всем рынке труда страны. Абсолютный рекорд зафиксирован в Люксембурге. Каждый десятый работник в этой стране — это иностранец, приехавший в командировку.


Латвийские работники составляют только 0,4% от всех командированных в ЕС. Но число командированных из Латвии в период с 2010-го по 2015 год увеличилось на 57% — до 7,8 тысяч человек. Чаще всего латвийские работодатели посылают свой персонал в Германию, Швецию, Норвегию (не входит в ЕС, но подчиняется директиве), Францию и Финляндию. Если говорить о секторах экономики, то в основном это строительство (47,2% всех командированных), транспорт (14,6%), производство (14,2%). Для сравнения: в Латвию по программе командированных в 2015-м прибыло 1,4 тысячи иностранцев, то есть в пять раз меньше, чем отослано.


Стоит добавить, что Эстония и Литва используют возможности Директивы намного активнее, чем латвийцы. Из Эстонии в 2015 году было командировано 15 тысяч человек (60% — на работы в Финляндию), из Литвы — 25 тысяч (30% — в Германию).


Восточную Европу заставят стать богаче?


Если предлагаемые изменения к Директиве о командированных работниках будут приняты, то многие предприятия из стран Восточной Европы, скорее всего, потеряют свою конкурентоспособность на европейском рынке услуг, а, значит, и заказы. Это может привести к усилению эмиграции (то есть польские и латвийские строители просто переедут на ПМЖ в ту же Бельгию, чтобы работать уже на бельгийского работодателя) и к падению темпов роста экономики в Восточной Европе.


С другой стороны, понятно, что без искусственных стимулов для повышения зарплат в Восточной Европы процесс оттока рабочей силы будет продолжаться. По данным Eurostat, Латвия входит в пятерку стран Евросоюза с самыми низкими средними показателями почасовой оплаты труда (7,5 евро за час). Для сравнения: в Дании за час работы платят в среднем 42 евро, в Бельгии — 39, в Швеции — 38, в Люксембурге — 36, а во Франции — 35.


Директива о командированных работниках идейно перекликается с давним обещанием Евросоюза добиться повышения уровня жизни в бедных странах ЕС за счет введения неких общих социальных стандартов. Предполагалось, что с помощью этой меры Евросоюз уменьшит разрыв между очень бедными и богатыми странами, и, таким образом, остановит похожую на цунами волну миграции на Запад. О самой инициативе было объявлено еще семь лет назад — за это время Европарламент принял несколько декларативных резолюций, а Еврокомиссия даже разработала черновик новой стратегии социальной политики (т.н. социальный компонент, social pillar).


Все вопросы социальной политики сейчас находятся в компетенции национальных правительств, и бедные страны Восточной Европы будут возражать против любой обязаловки. Впрочем, опыт с Директивой о командированных работниках показывает, что мнением «второго дивизиона» при необходимости могут и пренебречь.