Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда твой сосед — захватчик

Керченский мост позволит России присваивать украинскую нефть и газ.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вполне вероятно, что Россия, дерзко попирающая международное право, после окончания строительства Керченского моста сделает то же самое и в отношении природных ресурсов Азовского моря. Контроль России над Азовским морем будет только усиливаться с тем, чтобы нефтегазовая инфраструктура, которая сегодня находятся на украинской территории, перешли в руки России.

Весной и летом 2014 года полномасштабное российское вторжение для создания сухопутного коридора в недавно аннексированный Крым казалось весьма вероятным. Россия так и не решилась на этот шаг, хотя опасения по поводу неизбежности такого развития событий продолжали расти, так как в течение нескольких последних лет не утихало напряжение вдоль линии фронта на Донбассе. Однако на протяжении всего этого времени Кремль искал, как закрепить свою власть над полуостровом. Давняя мечта — российский мост в Крым — рассматривался как решение проблемы, и планы по его строительству появились в марте 2014 года.


В настоящее время ведется строительство комбинированного моста: автодорожного и железнодорожного. Он будет связывать Россию с Крымом (Крым имеет сухопутное соединение только с Украиной). Мост пересекает Керченский пролив, который представляет собой небольшой международный водный путь, соединяющий Черное море с Азовским морем, стратегическим и экономически важным для Украины водоемом. Порты Бердянска и Мариуполя находятся в Азовском море, в 2013 году они перевалили 2,16 миллиарда и 15,5 миллиарда тонн грузов соответственно. На основании ранее достигнутых договоренностей между Украиной и Россией, Москва должна была получить предварительное согласие Киева на любое строительство в Керченском проливе. Конечно, украинское правительство выступает против продолжающегося строительства. Это вопиющее нарушение международного права Москвой, в совокупности с нарушениями при аннексии Крыма, еще больше изолирует Россию и дает Западу дополнительные основания для продолжения санкционной политики. Кроме того, мегапроект, оцениваемый в 3,5 миллиарда долларов, сопряжен с огромными техническими и финансовыми трудностями, которые делают строительство моста еще более сложным. Почему тогда Кремль так решительно настроен довести проект до конца?


Возможно, ответ кроется в стремлении Кремля закрепить свой контроль над природными ресурсами как Азовского моря, так и северной части Черного моря. В северной части Черного моря находится огромное количество запасов нефтегазовых ресурсов, которые Россия получила после аннексии Крыма, и она стремится сохранить над ними контроль. Между тем, по оценкам компании «Черноморнефтегаз», на небольшом участке украинской части Азовского моря находится до 20 миллиардов кубометров природного газа. Рыночная стоимость запасов без учета затрат на добычу оценивается примерно в 3,4 миллиарда долларов. Для сравнения, это составляет около 10 процентов объема экспорта Газпрома в Европу в 2016 году. Кремль продемонстрировал, как далеко он готов зайти, чтобы контролировать украинские ресурсы в Черном море, незаконно захватывая их, а затем используя военную силу для защиты своих притязаний. В ходе недавних учений российские подразделения продемонстрировали, что если корабль украинских ВМС попытается восстановить контроль над украденными активами, то он столкнется с жестким военным ответом.


С учетом слабости украинских ВМС строительство Керченского моста могло бы стать завершающим этапом в превращении Азовского моря во внутреннее российское «озеро». Кроме того что в регионе появились дополнительные военные силы — по сути, создана «Крепость Крым», Кремль заявил о передаче Керченского моста под юрисдикцию ФСБ в целях предотвращения «террористических актов». Кроме того, Москва курирует создание Азовской флотилии «ДНР». Это позволит России использовать как вооруженные формирования сепаратистов, так и регулярные войска, чтобы реагировать на передвижение украинских ВМС в Азовском море. Более того, размеры моста таковы, что они жестко ограничивают возможность беспрепятственного прохода украинских судов по Керченскому проливу в Азовское море и из него. Россия, чтобы завершить строительство моста, уже кратковременно полностью перекрывала проход через пролив. Она может повторить это, ссылаясь на огромное количество причин.


Вполне вероятно, что Россия, дерзко попирающая международное право в Крыму и регионе, после окончания строительства Керченского моста сделает то же самое и в отношении природных ресурсов Азовского моря, которые в настоящее время в значительной степени не используются. Контроль России над Азовским морем будет только усиливаться с тем, чтобы существующая нефтегазовая инфраструктура и новые объекты для добычи ресурсов, которые сегодня на законных основаниях находятся на украинской территории, перешли в руки России.


Все это соответствует усилиям России по дальнейшему ограничению доступа Украины к морю в целях реализации двунаправленной стратегии. Во-первых, речь идет о проецировании власти Кремля на северную часть Черного моря, во-вторых, Кремль стремится обогатиться за счет эксплуатации природных ресурсов Черноморского бассейна. Эти две совместные цели должны рассматриваться как продолжение использования Россией нефти и газа не только как инструмента внешней политики, но и как ее движущей силы. Учитывая растущую угрозу, Украине необходимо продолжать наращивать потенциал береговой обороны и адаптировать свою военно-морскую стратегию, чтобы адекватно реагировать на угрозы.


В Киеве делают упор на развитие сухопутных сил, и это происходит в ущерб созданию военно-морского флота. Но поскольку Россия все более агрессивно наступает на украинские берега, возможность открытия второго фронта или появления десанта под Мариуполем требует, чтобы правительство создало боеспособные войска береговой обороны. Только время покажет, скорректирует ли со временем Украина свою стратегию.