Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крымский мост раздора: как «стройка века» повлияла на Украину

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что бы ни говорили украинские власти, мост работает, по нему ездят авто и туристы. Несмотря на то что сезон еще по сути не открыт, на полуострове появились отдыхающие с палатками, которые приехали на машинах. С другой стороны, мост фактически парализовал судоходство в акватории Азовского моря, так как арка не позволяет судам входить в порты Мариуполя и Бердянска.

Украина готовит меры воздействия в отношении украинских и российских фирм, принимавших участие в строительстве Крымского (он же Керченский) моста. Об этом заявил постоянный представитель президента Украины в Крыму Борис Бабин. «К нам неоднократно поступали заявления о том, что украинские компании предоставляли рабочую силу и технику для строительства моста. Здесь мы должны бороться до конца», — говорит Бабин.


Впрочем, что бы ни говорили украинские власти, мост работает, по нему ездят авто и туристы. Как рассказала «Вестям» жительница Судака Анна В., несмотря на то что сезон еще по сути не открыт, на полуострове появились отдыхающие с палатками, которые приехали на машинах. «В прошлом году, позапрошлом такого не было. Конечно, это очень бюджетные туристы, но все же», — отметила Анна.


С другой стороны, мост фактически парализовал судоходство в акватории Азовского моря, так как арка не позволяет высокотоннажным судам входить в порты Мариуполя и Бердянска. «Вести» попытались выяснить, каким образом новый мост отразился на жизни приграничного с аннексированным Крымом региона и какими убытками для Украины он может обернуться.


Задерживают суда


18 мая появилось предписание о запрете входа судов в Азовское море вблизи Бердянска. В качестве причины называлось проведение стрельб Черноморского флота РФ в Ейском районе Краснодарского края. После этого российские военные стали активно проверять суда и задерживать тех, кто направлялся в/из Бердянска и Мариуполя. Например, 22 мая в Азовском море задержали два судна, направлявшихся с грузом из Мариуполя, — Соусерн бриз» (IMO 9 437 763) и «Эрен Цэ» (IMO 9 344 734). Владельцем первого из них значится гражданин Венгрии, а второго — Турции. Руководитель проекта «Майдан закордонних справ» Андрей Клименко говорит, что подобных историй все больше. «Несмотря на информационную волну, нет даже какой-то ноты или заявления МИД», — возмущается Клименко.


Фантастический проект


Не меньше волнений вызвала новость, что после открытия моста и возникших проблем с судоходством Украина решила построить судоходный Черноморско-Азовский 120-километровый канал через Перекопский перешеек, Чонгарский, Сивашский заливы и Арабатскую стрелку. Это сооружение позволило бы Украине восстановить коммерческое судоходство между Черным и Азовским морями. Судя по информации, заведовать реализацией проекта должна была государственная организация «Укргидропроект», а о разработке сообщила его ведущий инженер Татьяна Лунина. «Вести» обратились в «Укргидропроект», но там сказали, что впервые об этом слышат. Более того, кто такая Татьяна Лунина, они не знают. «Ни о каком канале речи идти не может. Мало того, у нас нет и никогда не было сотрудника по имени Татьяна Лунина. Вероятнее всего, кому-то выгодно устроить провокацию», — ответили в организации.


Нам удалось найти двух Татьян Луниных — одна из них работает кассиром в Национальном банке Украины, а второе упоминание значится в фантастическом романе советского писателя Василия Аксенова «Остров Крым», датированном 1981 годом.


Трибунал не помог


19 февраля этого года Украина подала в Международный трибунал ООН меморандум против России согласно Конвенции ООН по морскому праву, который доказывает, что РФ нарушила суверенные права Украины в Черном и Азовском морях и в Керченском проливе.

 

Как сказал «Вестям» вице-президент Ассоциации морского права Украины Алексей Котлубай, решение было принято в пользу Украины, однако Россия признавать его отказалась, поскольку судебный процесс проходил без ее представителей. «Трибунал признал факт нарушения Россией двух статей Конвенции: 1956 года об открытом море и 1972 года по морскому праву. Но поскольку, со слов РФ, они не были стороной процесса в морском трибунале, то, следовательно, решение трибунала не распространяется на юрисдикцию России. Фактически РФ заявила, что никаких последствий это решение для нее иметь не будет», — говорит Котлубай. Он добавляет, что речь идет не только о мосте, а и о том, что Россия добывает на украинском шельфе газ и нефть. «Фактически сейчас Россия перекрыла Азовское море и в некоторых местах оставила Украине меньше 10 миль морского пространства. Все осложняется тем, что РФ является членом Совбеза ООН и всегда может ветировать любое решение», — отметил Котлубай.


Что в портах


Согласно подсчетам администрации Мариупольского морского порта, ведущий в Крым Керченский мост ограничил полторы сотне судам возможность заходить в порт Мариуполя. Мининфраструктуры бьет в набат: снижение тоннажа судов для входа в два порта Азовского моря обернется для Украины убытками в 500 млн грн в год.


Кроме того, под угрозой перевалка известняка и угля, а грузопереработка чугуна и металлопродукции из Азии, США и Ближнего Востока будет переведена в порты Черного моря.


Естественно, в самом Бердянском морпорту сейчас неспокойно, причем не только из-за появления моста и связанных с ним проблем. В одном кресле пытаются уместиться два директора: экс-руководитель Николай Ильин 5 декабря 2017 года восстановился через суд, а исполняющий обязанности главы порта Богдан Бабец, которого назначило Мининфраструктуры, также уходить не желает. Капитан морпорта Бердянска Николай Еременко сообщил «Вестям», что проверки судов усилились после истории с «Нордом». Тогда, напомним, украинские пограничники задержали судно под российским флагом, а адвокат моряков рассказывал «Вестям», что его клиента держали в нечеловеческих условиях (наши пограничники это опровергали).


«Проверки проводит как российская сторона, так и украинская. На данный момент украинские суда в порт Бердянска заходят, но из-за возведенного Керченского моста большегрузы не проходят под ним по высоте. Сейчас решается вопрос о фрахтовании таких судов в портах Черного моря — Одесском и Николаевском», — сказал Еременко, заверив, что в целом для порта ситуация не столь критична. — У нас суда средней тоннажности».


Тем временем жители Бердянска опасаются выходить в море. «Местные в основном живут морем: занимаются рыболовством и реализуют улов. До недавнего времени на каждом углу продавались вяленые бычки, а после задержаний рыбаков российскими военными люди в море выходить боятся. Поэтому бабушки, которые продавали местное лакомство, с улиц исчезли», — говорит жительница Бердянска Ирина Самойлова.


Как известно, 10 мая российские пограничники задержали двух рыбаков из Бердянска, которые на катере «Амур» вышли в Азовское море с территории базы отдыха «Искра», а 24 мая ФСБ возбудила дело о браконьерстве в отношении украинцев за «незаконную добычу водных биологических ресурсов в акватории Азовского моря». По двум статьям, которые инкриминируют российские правоохранители, украинцам грозит от двух до семи лет лишения свободы.


В Мариупольском порту ситуация тоже не из лучших. «В 2014 году, когда РФ декларировала намерение построить Керченский мост, мы информировали их о том, что в Мариупольский порт заходят суда с надводной высотой 44 метра. Однако российская сторона построила мост с высотой арок 35 метров, ограничив высоту судов, то есть под ним проходят суда высотой до 33 метров. И теперь в Мариупольский порт через Керчь-Еникальский канал не могут пройти 144 судна, с которыми мы раньше работали. Наш порт потерял 30% своего традиционного флота. Ежегодно мы отправляли около 1 млн тонн чугуна в США и 300-500 тыс. тонн металлопродукции — в Китай, Вьетнам и Корею. То есть теперь мы недогружаем около 1,5 млн тонн груза и теряем около 250 млн грн дохода», — ответили «Вестям» на запрос в Мариупольском порту.


«Страдает экология»


Украинские власти считают, что своими действиями в Азовском море РФ пытается выторговать себе определенные условия. Бабин уверяет, что Россия хочет заполучить Северо-Крымский канал, так как на сегодняшний день сельское хозяйство и промышленность полуострова страдают от недостатка питьевой воды. Как известно, в апреле 2017 года в районе Каланчака возвели новую дамбу, и Крым был окончательно отрезан от днепровской воды. Впрочем, в России по этому поводу не делали никаких заявлений, равно как и не комментировали заявление прокуратуры Крыма (базируется в Херсоне) о том, что мост нанес ущерб экологии Украины. «Строительство нанесло непоправимый экологический ущерб острову Тузла, который заключается в его уничтожении как уникального природного объекта, и другие тяжелые последствия для природной среды», — говорится в заявлении прокуратуры.


На материковой части Украины продолжают говорить и о ненадежности новой конструкции. Старший научный сотрудник Института геологических наук НАН Украины Виктор Мацуй, который в свое время работал в Керчи, уверил «Вести», что подобные строительные работы в этой местности невозможны. «На этом месте дважды пытались строить мост. Сейчас установили сваи 100-метровой глубины, но в том районе большая плотность ила. Не знаю, какие могут быть сейчас ультрасовременные технологии, чтобы сваи можно было надежно установить. Более того, это сейсмоактивная зона с активным течением», — объяснил Виктор Мацуй. В России же говорят что подобные высказывания — происки врагов. Мол, мост проектировали с учетом всех возможных эксцессов и трудностей, а потому в его надежности сомнений нет.


«Как заставить платить? Это вопрос»


Политолог-международник Антон Кучухидзе считает, что Украина должна пытаться отстаивать свои права в судах международных инстанций, но сложность заключается в реализации этих решений на практике. «К большому сожалению, пока нет оснований для пересмотра Россией своего отношения к Крыму, а вторая проблема заключается в том, что Украине не удалось убедить западных партнеров делать больше для разморозки разговора на тему полуострова. Конечно, при правильной доказательной базе можно рассчитывать на позитивное решение для украинской стороны, но вопрос в том, как заставить Российскую Федерацию заплатить те деньги, которые по решению суда будут назначены для Украины», — говорит политолог.