Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

DeníkN (Чехия): «южная» политика Путина сделала Анкару и Киев союзниками. России это может выйти боком

Учения Черноморского флота - ИноСМИ, 1920, 19.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор в жесткой антироссийской статье выдвигает тезис о том, что «юг» легко может стать местом, где Россия рискует ударить в грязь лицом. Среди прочего он говорит о сближении Анкары и Киева. Смешав в одном тексте Навального, Нагорный Карабах, Украину и Ближний Восток, он рисует мрачное будущее для Москвы.

С самого начала своей карьеры в высших эшелонах российской политики президент Владимир Путин уделяет особое внимание «югу». Именно там ему удалось остановить распад государства, показать, что Россия — современная и приветливая страна, остановить агрессию НАТО и покончить с мировым первенством Соединенных Штатов.

Если вас несколько смутили эти строки, то понять их легко. Что касается «остановить распад государства», то речь идет о второй чеченской войне, которая шла с августа 1999 года по апрель 2009 (интенсивные бои велись только до 2000 года). Говоря о приветливой и современной России, я подразумеваю зимние Олимпийские игры в Сочи в феврале 2014 года. Остановить агрессию НАТО помогли аннексия Крыма и война на востоке Украины, развязанная в марте 2014 года. А в 2015 году в Сирии Путин утер нос США.

Оставим в стороне, что все эти события вызвали разные сомнения, споры и нанесли прямой урон российской репутации и экономике, поскольку каждое из них преподносится как однозначный и неопровержимый успех, еще раз подтверждающий мудрость, предусмотрительность и решительность российского лидера. Однако любое действие рано или поздно вызывает противодействие, и теперь именно «юг» легко может стать тем местом, где Россия уже скоро может ударить в грязь лицом. Почему?

Во-первых, на юге находится Украина. Эта страна переживает тяжелые испытания, и российское нападение весной 2014 года застало ее врасплох. Тем не менее Украина проявила замечательную стойкость, и совершенно понятно, что теперь она хотела бы отплатить России той же монетой. Во-вторых, на юге расположена Турция. Эта страна во многом похожа на современную Россию, но ее интересы чем дальше, тем больше сталкиваются с российскими. Причем регионов, где это происходит, становится все больше: Сирия, Ливия, Кавказ… Украина и Турция слабее России, но если они смогут соединиться для сотрудничества, то очень скоро Москва почувствует все негативные последствия этого союза.

Ведь не исключено, что процесс уже пошел, так как агентство ТАСС передало: украинское правительство рассмотрело и приняло проект военного соглашения с Турцией. Если его поддержит и Анкара, то договор позволит расширить сотрудничество в 11 областях. Хотя не совсем понятно, какие именно сферы оно охватит, из переговоров и подписанных соглашений все же можно кое-что понять.

Им есть что предложить друг другу

Еще в феврале текущего года Турция предоставила Украине кредит в размере 36 миллионов долларов на закупку военной техники и товаров двойного назначения. Страны договорились о совместном производстве высокоточного противотанкового оружия, ремонте вертолетов и поставках авиационных двигателей, а также о сотрудничестве в области грузовой авиации и борьбы с беспилотными летательными аппаратами.

Турция и Украина располагают развитым военно-промышленным комплексом, и что касается Киева, то ему в прошлом году удалось увеличить экспорт оружия и услуг, связанных с его обслуживанием, на 19 процентов до 908 миллионов долларов. При этом на некоторых рынках украинцы успешно конкурируют как раз с русскими.

Турция, которая слабой стороной своего ВПК считает недостаточные объемы производства авиационных двигателей, нашла в лице Украины отличного партнера, поскольку именно на Украине еще в советские времена было сосредоточено производство авиационных и ракетных двигателей. Взамен от турок украинцы могут получить, а точнее уже получают, атакующие дроны и вооружение для них.

Вряд ли можно ожидать, что сотрудничество ограничится промышленностью и технической сферой, поскольку Анкару и Киев, как уже было сказано, по крайней мере сейчас, несомненно, крепко сплачивает неприязнь к Москве. Поэтому, весьма вероятно, они делятся друг с другом чувствительной информацией военного и невоенного свойства, а также могут проводить совместные учения, которые пригодятся им в том случае, если придется вступить в прямое военное столкновение.

Честно говоря, Москва (и это, без сомнений, прямое последствие путинской политики) оказалась в очень сложной ситуации, реальный политический выход из которой найти будет непросто. Политические шаги, которые разрушили бы украинско-турецкий альянс, невозможны, поскольку опровергли бы все успехи, уже достигнутые на юге и нуждающиеся в постоянном поддержании.

С Украиной Россия де-факто ведет войну, которую, конечно, может обострить, но крымская, луганская и донецкая авантюра уже принесли столько бед, что и этот сценарий кажется маловероятным.

Способен ли Путин действовать рационально?

Если бы Москва вступила в конфликт с Турцией на Кавказе, где Анкара однозначно поддерживает Азербайджан в столкновении с Арменией, то тем самым Россия только подлила бы масла в огонь на территории, где в 90-е годы ей удалось убедить международное сообщество доверить ей роль «миротворца» и гаранта безопасности. Трудно сказать, к чему привела бы очередная вооруженная конфронтация, но за тем, как, хорошо или плохо, проявит себя Москва, очень внимательно следит Пекин, поскольку те же задачи стоят перед Москвой и в Средней Азии.

В Сирии и Ливии Россия и Турция сталкивались уже несколько раз. До сих пор ситуацию всегда удавалось урегулировать благодаря телефонным разговорам или личным встречам между Путиным и Эрдоганом. Тем не менее понятно, что снабжение российских сил в обеих странах очень зависит от турецких проливов. Если бы турки их закрыли, для поддержания даже небольшого контингента России пришлось бы увеличить прямые расходы и невероятно повысить нагрузку на свои логистические резервы.

Нельзя также забывать, что Турция — страна-член НАТО. Более того, после российской агрессии против Украины Запад проснулся и ввел против России санкции, к которым прибавил новые после отравления Алексея Навального. В связи с этим немаловажно отметить, что Путин был уверен: крымская авантюра сойдет ему с рук, а когда на Западе впервые заговорили о санкциях, он без колебаний заявил, что никто не отважится их ввести.

Но мы отважились, и тогда он заявил, что мы никогда не договоримся об их продлении. А мы договорились, и после этого Путин, не моргнув глазом, сказал, что россиянам придется привыкнуть к тому, что Запад не отменит санкции никогда. Но, мол, это неважно, мир большой, и на Западе свет клином не сошелся. Одной из стран, с помощью которой Россия хотела справиться с западными санкциями, была как раз Турция…

По-видимому, самое главное для российско-турецких отношений будет то, как и когда им удастся решить ситуацию между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Если прав Александр Баунов, специалист московского центра Карнеги, у России чуть более выгодная позиция, поскольку она поддерживает хорошие отношения и с Ереваном, и с Баку, и с Анкарой. Поэтому она может позволить себе установить на поле боя новый статус-кво, в рамках которого армяне и азербайджанцы что-то получат и что-то потеряют, и в результате это поможет всем сохранить лицо.

Но вопрос в том, сумеет ли Путин поступить рационально. Ситуация вокруг Навального, которая привела к дальнейшей эскалации отношений с Западом, показала, что рациональность — не самая сильная его черта.