В октябре председатель Национального движения «Русофилы» Николай Малинов возглавил политическую партию «Возрождение Отечества», основанную в 2008 году. В своих первых выступлениях в СМИ после возвращения в политику Малинов объявил, что партия будет бороться против ввода иностранных войск в Болгарию. Также он сообщил, что покинет пост председателя НД «Русофилы», чтобы движение могло оставаться надпартийным.
В 2015 году из-за разногласий в ценностях Малинов покинул БСП (Болгарская социалистическая партия) после 27 лет работы в партии и двух депутатских мандатов. В прошлом сентябре он был обвинен в шпионаже в пользу российских организаций, а в ноябре того же года был награжден президентом России Владимиром Путиным Орденом Дружбы, присуждаемым российским и иностранным гражданам «за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами».
Факти: Господин Малинов, партия «Возрождения Отечества» была создана в 2008 году, не так ли?
Николай Малинов: Да, партия была создана 1 ноября 2008 года. Ее первым председателем был генерал Йордан Мутафчиев, в прошлом министр обороны при правительствах Луканова и Попова.
— Ранее в этом году вы заняли пост председателя этой партии?
— Да, я согласился стать председателем. Я не собирался возвращаться к политической деятельности после того, как покинул БСП в 2015 году, но события, произошедшие 9 сентября прошлого года (арест 16 руководителей и обвинение меня в шпионаже), убедили меня и мою команду в том, что мы обязаны разработать конкретный политический проект, с помощью которого сможем защищать свои ценности — они подвержены серьезным ударам и находятся в опасности.
Поскольку мы поддерживаем традиционные ценности, идею сильного государства и многополюсного мира, а все то, чем занимается НД «Русофилы» — организация концертов, конкурсов, охрана памятников — наказуемо, мы решили, что необходимо сместить фокус внимания на создание международного русофильства и борьбу с болгарофобией в России, сохраняя при этом надпартийный характер НД «Русофилы». 12 лет я отстаиваю надпартийный характер движения, стараясь сохранять баланс между культурно-просветительской и общественно-политической деятельностью — все эти годы за эту идею беспартийности мне больше всего доставалось от людей, считавших, что организация должна занимать место в рамках общепринятой парадигмы.
Таким образом, росла наша организация, со временем становясь одним из важнейших факторов общества; но после прошлогодних ударов мы пришли к выводу, что нам нужно снова стать частью партийного аппарата, потому что все мы так или иначе входили в какие-то партии.
— Вы называете события 9 сентября прошлого года «ударами» — кто нанес вам эти «удары»?
— Прокуратура.
— Почему под удар попало именно руководство НД «Русофилы»?
— С нами все понятно. «Русофилы» хотят восстанавливать памятники и возводить новые, проводить конкурсы и фестивали, собираться в Копринке (возле с.Копринка проходит ежегодный слет движения русофилов — прим. пер.), издавать книги, пропагандировать изучение русского языка в Болгарии, развивать отношения между государственными, муниципальными, правительственными и неправительственными организациями России и Болгарии, чтобы укрепить наши взаимоотношения. Если вы внимательно прочитаете документы НД «Русофилы», вы заметите, что мы с большим уважением, пониманием и даже любовью относимся к проекту «Европа наций». Попытки обвинить нас в том, что мы являемся антиевропейской структурой, просто нелепы. Напротив, мы считаем, что вместе с Россией, выбрав евроконтинентальный вектор развития, Европа сможет справиться с кризисом — мы видим это как в заявлениях Меркель, так и в заявлениях Макрона.
Макрон высказывается еще более категорично — только единая Европа от Лиссабона до Владивостока может противостоять вызовам, которые исходят от быстроразвивающегося Китая и быстрорастущего населения Африки, которое, по нашим оценкам, через несколько десятилетий составит 3-4 миллиарда людей. Если эти сотни миллионов беженцев, гонимых голодом и жаждой в Европу, не столкнутся с нашими христианскими традиционными ценностями, с нашей европейской культурной моделью, если мы не будем строить военно-политический союз с Россией, я думаю, Европа и Болгария не смогут справиться с этой ситуацией. На мой взгляд, то, что произошло на прошлой неделе в Вене и в Ницце — это раздвоение личности. С одной стороны, мы говорим им «давайте, заходите», и они живут по своим законам, планируют построить сотни мечетей, а мы никоим образом не показываем, что тоже хотим жить по своим законам и не хотим, чтобы нам кто-то мешал. Поскольку никто им этого не сказал — напротив, им говорят «живите, как хотите» — в какой-то момент они начинают жить по своим законам и начинают отрубать нам головы.
Мы действительно должны создать серьезную и очень четкую культурно-политическую модель, противостоящую моделям нетерпимости, которые начинают распространяться в Европе. Без России это невозможно.
— Почему это невозможно без России?
— Потому что Россия — критическая масса традиционных ценностей и христианского мира. Мы видим, как в Германии, Ватикане и Франции говорят: ценности, установленные в России, могут противостоять вызовам современности — это видно, если сравнить, как там взаимодействуют конфессии, и как начали взаимодействовать конфессии в Европе. Военно-политическая сила России как военной сверхдержавы позволит Европе выстроить гораздо более гармоничную и стабильную систему безопасности. Видите, это Макрон говорит о «смерти мозга» НАТО — не Малинов, Макрон.
— Это будет основная линия партии «Возрождения Отечества»?
— Будущая линия, если говорить о Болгарии и внешнеполитических процессах — это борьба за больший суверенитет и большую независимость Болгарии. Естественно, если говорить о евроконтинентализме, во внешней политике это будет основная линия. Мы считаем, что Болгария должна участвовать в политических структурах НАТО, но должна покинуть его военные структуры. Также мы считаем, что все подобные вопросы должны решаться сувереном — болгарским народом, т.е. через референдум.
Хочу еще раз подчеркнуть, как именно мы будем осуществлять свою деятельность: через референдумы, опросы общественного мнения, через реальную демократизацию общества, поскольку мы считаем, что были нарушены основные принципы демократии. Мы начали наш разговор с того, что к активным действиям нас подтолкнул арест — мы думаем, что наш случай — это один из примеров того, как людей наказывают за идеи.
— После обвинений в шпионаже вы беседовали о них с высшими должностными лицами российского правительства, обсуждали ли их?
— Я не делал ничего, чтобы получить такую возможность. В своей работе я и моя команда всегда старались делать свое дело, показывать свое видение проблемы и честно говорить о том, что мы видим и как мы это понимаем — отсюда каждый может делать свои выводы.
Вчера, 4 ноября, был ровно год с момента награждения меня Орденом Дружбы, встречи и разговора с Путиным. Я поддерживаю связи и в Болгарии, и в России, в Национальном совете (руководстве) НД «Русофилы» есть люди из самых разных партий, так что — да, мы обсуждаем разные вещи, но темы наших разговоров — это темы, объединившие нас в «Русофилов». Я подал в отставку с поста председателя, потому что мне очень важно сохранять беспартийный характер движения, его национальную сущность, поэтому я планирую уйти сразу после выборов.
Мы крайне обеспокоены тем, что Болгария превращается в прифронтовое государство. Неслучайно мое первое выступление в качестве председателя партии состоялось две недели назад, когда министр обороны США сообщил, что планирует перебросить войска из Германии поближе к России — в Румынию, Болгарию и Польшу. Мы ясно дали понять, что выступаем категорически против этого. В конце концов, если у США так много сил и есть за что бороться, у них есть граница в Беринговом проливе, пусть сколько угодно воюют там, а не на нашей территории. Мы понимаем, что размещение войск США в Болгарии обязательно приведет к тому, что российские ракеты будут нацелены на Болгарию, о чем не раз говорил премьер-министр.
В этом смысле да, мы выступаем за мирное сотрудничество между народами, поддерживаем идею «Европы наций» и конкуренцию культур, но никак не бряцание оружием, особенно в Черном море и в Болгарии. Пусть бряцают где-нибудь в другом месте. Тема мира также будет очень важным акцентом нашей работы.
— Вы будете участвовать в следующих парламентских выборах?
— Определенно да.
— Как вы ответите на обвинения в том, что партия, возможно, отстаивает не болгарские, а российские интересы?
— Я считаю русофобию современным фашизмом. Она стоит в одном ряду с Ку-Клукс-Кланом, гомофобией и геноцидом евреев. Такие люди всегда будут, но мы должны провести красную черту между фашистами и антифашистами, между русофилами и русофобами. Мы болгарские патриоты. Девиз партии: «Вера, род, отечество». Наша цель — более традиционные ценности, более сильное болгарское государство и многополярный мир, в котором наша православная цивилизация могла бы занять свое достойное место. Наш отказ участвовать в военных структурах НАТО не означает отказ от диалога с людьми, одобряющими атлантический путь. Однако в первую очередь мы концентрируемся на идее евроконтинентализма. В этом смысле я считаю, что как раз мы бóльшие болгарские патриоты, а не те, кто выбирает атлантические ценности, но это вопрос спорный и провоцирующий столкновение идей, которое еще нам предстоит.
Думаю, мы доказали, что мы справимся с вызовами, которые бросает нам общество, настроенное по отношению к нам враждебно, чего мы сначала не заметили, пытающееся раздавить нас. Если говорить правду и действовать в интересах Болгарии, все всегда получается. Все, что в интересах Болгарии, находится в моих личных интересах, и все, что в моих личных интересах, находится в интересах Болгарии.