Информационное пространство Украины лихорадит уже вторую неделю. Отечественные средства массовой информации поделились на две категории: те, которые пытаются объяснить согражданам нормы закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», и те, которые начали вокруг него настоящую истерию: с обвинениями, распространением пророссийских тезисов и сменой акцентов.
Перечень последних — каналы, которые принадлежат украинскому куму Путина Виктору Медведчуку, а также традиционный пул тех, кто распространяет в нашем государстве российские нарративы.
В пророссийских и российских СМИ используют целый набор штампов, чтобы создать предвзятое отношение к закону у своей аудитории. Например, термин «шпрехенфюрер», означающий должность языкового омбудсмена, запустили на сайте «Страна». И дезинформацию вроде того, что улицы на Украине будут патрулировать наряды полиции с собаками.
Но тяжелой артиллерией стали главные пророссийские телеканалы в Украине — ZIK, «112», News One, «Интер». Причем ключевые месседжи они повторяли слово в слово и практически одновременно. Скажем, и ZIK и «112» и News One якобы не сговариваясь, одновременно предоставили слово «Оппозиционной платформе — За жизнь». И эта пророссийская партия сразу же назвала возвращение украинского языка в обращение в нашей стране — «русофобской истерией», оскорбляя авторов этого движения и традиционно называя белое черным и наоборот.
«Армия вятровичей-креминей-фарион уже замерла на низком старте — в готовности „травить" персонал сферы обслуживания всей страны, а также врачей, аптекарей, служащих и специалистов всех профилей за использование русского языка на рабочем месте», — выдавали в эфир на главных «рашенканалах».
Уже сейчас власти обнародовали инструкции для тех, кто готов писать доносы на своих русскоязычных сограждан. Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь поспешил в СМИ подробно и с иллюстрациями объяснить украинцам, куда, в какие сроки и в каком виде они могут «закладывать» нарушителей этого циничного законодательного «шедевра».
Речь идет об инициативе языкового омбудсмена объяснить украинцам, как они могут в законном поле отстаивать свои права. Это ОПЗЖ почему-то называет «пещерной русофобией», «разжиганием ненависти по языковому признаку», «делением украинцев на своих и чужих».
«После нескольких лет безумных попыток переписать историю, оголтелой декоммунизации, сноса памятников, переименования улиц и населенных пунктов, запрета праздников и искоренения любого упоминания об общей истории украинского и русского народов, не найдя уже других способов поссорить многонациональное население Украины, „прихлебатели" Запада во власти в очередной раз решили обострить языковой вопрос», — заявила российская «пятая колонна» в нашей стране. При этом фразу «прихлебатели Запада» они явно взяли из методички товарища Сталина — ведь именно такая лексика была распространена в тот период.
Также тройную зрительскую аудиторию получил руководитель Молодежного крыла ОПЗЖ Артем Марчевский, который, кажется, имеет свою точку зрения на любую проблему в нашем государстве и чье «экспертное» мнение регулярно транслирует «Медведчук ТВ». 16 января, когда начали действовать нормы закона, он назвал… днем национального позора, а саму норму закона — эпитетом «скандальная».
«Клиент, который увидит „нарушения со стороны работников сферы услуг", может обратиться к уполномоченному по защите государственного языка, бывшему народному депутату и члену „Народного фронта" Тарасу Креминю», — еще раз напомнил украинцам Артем Марчевский, но при этом такая идея ему почему-то не нравится, а закономерное желание сделать Украину языково унитарным он почему-то считает… расколом. Самым большим комплиментом для президента Владимира Зеленского в среде порохоботов может служить фраза руководителя ОПЗЖной молодежки: «Порошенко может гордиться своим преемником». Гм… Мы не уверены, но было бы хорошо… Ну а дальше идет тот же перечень манипуляционных схем: русский язык является одним из языков ООН и ЮНЕСКО.
«Интересно, наш гарант, если у него спросят, как будет объяснять в Нью-Йорке, что у нас за нее можно получить штраф?» — жжет абсурдом Марчевский, ведь, кажется, наш закон не пытается изменить правила в ООН. «А он в курсе, что в США нет государственного языка?!» — продолжает представитель ОПЗЖ, не уточняя, что США сегодня также страдают от иностранной оккупации и один из местных языков постоянно унижается со стороны агрессивного соседа (так в тексте — прим. ред.).
«И от этого страна не стала менее богатой и могущественной», — говорит он, деликатно оставляя в тени причины экономического могущества Штатов — их географического положения, ресурсов и прочее.
Не обходится эта тема и без такого одаренного «филолога», как Илья Кива, а сопредседатель ОПЗЖ Юрий Бойко даже обещает прекратить «беспредел», которым он называет защиту родного языка. В случае их прихода к власти. То есть, как мы надеемся, никогда. К сонму экспертов на канале ZIK присоединился даже такой специалист по языкознанию, как министр экономики Украины в 1997-1998 годах Виктор Суслов, которого к филологии и языковой проблеме на Украине приближает разве что русская фамилия. Гость ток-шоу заявил: этот закон является «мертвым» и работать не будет. А знаете почему? «Потому что от него не будет никакого экономического эффекта. И он приведет не к экономическим доходам, а к расходам», — заметил Суслов.
И здесь с ним очень трудно поспорить: закон о языке не будет иметь прямого влияния на рост ВВП Украины уже в 2021 году, он не остановит глобальное потепление в мире и проблемы ранней беременности в некоторых странах. Но это вовсе не значит, что его не стоит принимать! Ведь его задача — вернуть Украину в украиноязычное пространство, которое — в дальнейшей перспективе — будет иметь благоприятное действие в сфере национальной безопасности, общественных процессов.
А все это, как бы должен понимать господин Суслов, окажет влияние и на экономику. Ведь если бы мы имели унитарное государство и не потеряли Крым (то есть Путин не защищал бы русскоязычных на полуострове), то сохранили бы потерянных из-за аннексии 20 процентов нашего ВВП.
Но, как говорится, не Бойко единым. И в хор голосов против нашего языка включилась преподаватель Национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова Евгения Бильченко, публично назвав закон о государственном языке «фашистским», а Украину — «американской колонией». И пока в вузе продолжаются разборки с Бильченко, ее уже взялась защищать Москва. По крайней мере на уровне главных российских каналов и интернет-ресурсов.
«Бильченко считает, что на Украине есть более важные вопросы, чем защита украинского языка: гниют экономика, внешняя и внутренняя политика», — ее фигуру подняли на щит российские пропагандисты, которые почему-то не замечают, как гниет под санкциями их собственная российская экономика.
«Вопрос государственного языка — это вопрос национальной безопасности. И украинский язык — это основа конституционного строя, — объяснил свою позицию хейтерам нового закона Тарас Креминь. — Поэтому каждая попытка подорвать языковое законодательство — это попытка удара по национальной безопасности и по национальной обороне».
«Мы не боремся с русским языком, мы воюем с русификацией», — популярно объяснила позицию государства инициатор и соавтор первого национального языкового закона, бывшая народная депутат Ирина Подоляк.