На Мюнхенской конференции по безопасности президент Байден заявил, что Соединённые Штаты возвращаются на мировую арену и готовы и впредь стоять на страже безопасности Европы. «Я говорю всем: Америка вернулась!» — эмоционально подчеркнул тогда новый глава Белого дома.
Что это было? Серьезное обещание или желание дистанцироваться от неприятной для ЕС «эры Трампа»? Не все действия Байдена следуют его же риторике, и все же в европейском вопросе 46-й президент США последователен: в определённом смысле США действительно «возвращаются» в Европу. В минувший вторник в ходе совместной пресс-конференции в Берлине с главой оборонного ведомства ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр выступил министр обороны США Ллойд Остин. Так вот, Остин заявил, что численность американского воинского контингента в Германии вопреки ожиданиям не только не будет сокращена, но, напротив, увеличится. Белый дом планирует дополнительно разместить на территории Федеративной республики Германия ещё 500 военнослужащих. Ранее, согласно указу, подписанному президентом Трампом, планировалось сократить американский воинский контингент на территории Германии на треть (около 12 тысяч человек). Официальная причина такого решения, по словам 45-го президента США, заключалась в нежелании Берлина выполнять взятые на себя обязательства, а именно обязательство ФРГ довести к 2024 году свои расходы на оборону до 2% ВВП.
Байден оставляет войска США в Германии
Особое раздражение в этой связи у тогдашней администрации Белого дома вызывало и нежелание правительства ФРГ отказаться от завершения проекта «Северный поток — 2». С точки зрения президента Трампа, ситуация выглядела возмутительно: хронически не доплачивая в оборонный «общак» НАТО, Германия одновременно продолжала исправно покупать газ у России. Которую базовый документ в области внешней политики и политики безопасности ЕС — «Глобальная стратегия Евросоюза» — рассматривает в качестве главного вызова безопасности Европы. При этом безопасность немцев, в том числе и с учетом усиливающейся геополитической активности РФ, почему-то должны обеспечивать Соединённые Штаты и их «ядерный зонтик». Да ещё и за свой счёт. К этому добавился и негативный фон плохих личных взаимоотношений Трампа и Меркель, так что в итоге было принято решение «наказать» строптивых немцев. Но наказывающее решение Трампа о выводе части американского воинского контингента с территории ФРГ вызвало негативную реакцию как внутри самой Германии, так и в США. Трампа обвиняли в подрыве трансатлантической связки. Давление критики в адрес американского президента было настолько сильным, что, согласно тогдашним опросам общественного мнения, значительная часть граждан Германии в качестве главной угрозы европейской безопасности стала называть уже не Россию, а сами Соединённые Штаты. Так что когда президент Байден демонстративно отказался от планов своего предшественника, это было крайне позитивно воспринято в Берлине.
В ходе совместной пресс-конференции глава оборонного ведомства ФРГ Крамп-Карренбауэр назвала своего американского коллегу «другом» Германии, а решение президента Байдена об увеличении численности американского контингента — «чётким сигналом союзничества».
Взамен за «зонтик» США — намеки ФРГ на отказ от «СП-2»
Разумеется, Вашингтон протянул «трубку мира» своему старому союзнику не просто так. С одной стороны, не следует забывать, что военные базы США в Германии имеют важное значение прежде всего для интересов безопасности и глобальных амбиций самих Соединённых Штатов. Так, в городе Штутгарт базируется командный центр управления контингентами США в Европе и в Африке. В Рамштайне расположена база ВВС США, являющаяся крупнейшим транспортным узлом для передислокации американских военнослужащих на Ближний Восток и в Африку. С другой стороны, это не только жест «доброй воли», а своего рода заключение протокола о намерениях. В Вашингтоне вполне очевидно ожидают соответствующих встречных шагов со стороны Берлина. Министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр (из-за сложности имени ее называют АКК) уже заявила на пресс-конференции, что не исключает возможности введения моратория на завершение строительства второй очереди «Северного потока — 2». «Можно задать себе этот вопрос», — отметила глава оборонного ведомства.
АКК также подчеркнула, что считает необходимым поставить закупку российского газа (в том случае, если газопровод будет достроен) в полную зависимость «от действий России». В этом случае «Северный поток — 2» из символа сотрудничества РФ и ФРГ превращается в экономический рычаг для давления на Москву. Однако «обмен» своего военного «зонтика» лишь на мораторий в отношении «Северного потока — 2» — это для Вашингтона мало.
Надежда американцев — на «зеленых»
Дело в том, что в сентябре Германии предстоят парламентские выборы, а значит, и формирование нового правительства. Не слишком удачный кризисный менеджмент кабинета Меркель во вторую и третью волны пандемии, затянувшаяся компания вакцинации, а также ряд разразившихся коррупционных скандалов привели к серьезному падению рейтинга консерваторов. Популярность правящего блока ХДС/ХСС продолжает снижаться. А значит, следующее федеральное правительство вряд ли обойдётся без партии «зелёных». При благоприятном раскладе «зелёные» вообще смогут сформировать правящую коалицию без участия консерваторов (ХДС и ХСС). С учетом того, что «зелёные» с самого начала выступали категорически против проекта «Северный поток — 2», считая его противоречащим целям защиты климата и слишком «пророссийским», судьба трубопровода окажется под большим вопросом. Недаром глава Пентагона озвучил в Берлине надежду на то, что, несмотря на расхождение сторон по вопросу будущего проекта «Северный поток — 2», этот вопрос «не встанет на пути» германо-американских отношений. При «зеленых» точно не встанет.
Вместе — против Китая?
Ставки Вашингтона, конечно же, намного выше, чем многострадальный газопровод: речь идёт в том числе и о желательной лояльности Берлина в системном противостоянии США с Китаем. Соединённые Штаты крайне заинтересованы в том, чтобы Европа в целом, а значит, и Германия как локомотив Евросоюза перестали, наконец, миндальничать с Пекином и пытаться усидеть на двух стульях сразу. Прежний статус КНР в Европе — статус крупнейшего торгового партнёра с определенными политическими издержками, кажется Вашингтону устаревшим. Там хотят, чтобы ЕС (и в первую очередь его финансовый «якорь» — Германия) вслед за США фактически признали Китай главным стратегическим вызовом столетия.
К столь резкому развороту европейцы пока не готовы. Для них выгоды от сотрудничества с Китаем в экономике всё ещё перевешивают любые идеологические расхождения двух столь разных систем. В январе этого года, несмотря на явное недовольство американской стороны, Евросоюз всё-таки подписал с КНР Всеобъемлющее соглашение об инвестициях (CAI).
Больше того, Еврокомиссия назвала этот документ «самым амбициозным соглашением, которое Китай когда-либо подписывал с третьими странами». В Вашингтоне же в свою очередь с раздражением заметили, что Европа попросту спасовала перед давлением Пекина и расценили CAI как важный дипломатический успех КНР, наносящий ущерб интересам Соединённых Штатов и их европейских союзников.
ФРГ — РФ: «отравленные» отношения
Так же для Вашингтона крайне желателен сейчас и окончательный отказ Берлина от и так уже «отравленных» особых отношений Германии с Россией. Первая долгие годы являлась своего рода адвокатом РФ в отношениях с Западом, выполняя роль посредника в ситуациях, когда политическое охлаждение между сторонами принимало характер арктического холода. Экономические связи обеих стран продолжали играть роль своеобразного моста даже тогда, когда стал очевиден колоссальный кризис взаимного доверия России и Запада. Теперь же на смену привычному тандему ЕС-НАТО приходит так называемый «коллективный Запад». Позиция которого в отношении РФ с подачи Вашингтона будет стремиться к общему знаменателю, а именно, к комбинированной тактике по сдерживанию России. Подразумевающей минимум партнерства, военное доминирование Запада и минимизацию контактов европейцев и американцев с Россией. С параллельным сохранением возможности точечного диалога по кругу вопросов, решение которых без участия Москвы невозможно (сохранение стратегической стабильности, борьба с терроризмом и т.д.). Возможны минимальные контакты по темам, которые представляют обоюдный интерес. Правда, при этом представления о механизме диалога у российской стороны и западных визави явно разнятся, что только усиливает общий уровень вербальной агрессии.
Немцы опять говорят с позиции силы
Резкие заявления и словесные пикировки действительно звучат в последнее время всё чаще. Уже упоминавшаяся министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр (АКК), например, выступая в ноябре в Бундестаге, позволила себе прямой выпад в адрес России. С её точки зрения, тот факт, что «российская сторона вложила значительные инвестиции в модернизацию своих вооруженных сил», уже вызывает подозрение: он свидетельствует о том, что «российская угроза стала более явственной». Крамп-Карренбауэр призвала Европу вести переговоры с Россией, в том числе и в области разоружения, исключительно «с позиции силы». Выступая же в эту среду в эфире канала ARD, глава немецкого оборонного ведомства вслед за госсекретарем США Энтони Блинкеном еще раз обвинила Москву в «провокациях» на границе с Украиной. «Российская сторона предпринимает все усилия, чтобы спровоцировать реакцию, и мы вместе с Украиной не хотим участвовать в этой игре», — отметила министр.
В свою очередь, замглавы МИД РФ Сергей Рябков, выступая в минувший вторник перед журналистами по ситуации в Донбассе, обвинил Соединённые Штаты в стремлении подорвать позиции России на мировой арене. «Других элементов в подходах к нам мы не видим», — резюмировал дипломат. При этом Рябков подтвердил, что угрозы со стороны США в адрес России неприемлемы, равно как и употребляемый Байденом протестантский язык «цены» и «расплаты».
В ситуации, когда уровень взаимного доверия падает с каждым днём и российско-американские отношения достигли уже практически точки замерзания, «выравнивание» европейской позиции и создание единого фронта союзников по отношению к России, безусловно, на руку Вашингтону. Так что «возвращение» последнего в Европу обусловлено прежде всего собственными стратегическими интересами. Считается, что первый генсек НАТО лорд Исмей так охарактеризовал главную задачу альянса: «Держать американцев в Европе, русских — за ее пределами, а немцев — в узде». В определённом смысле за прошедшие 72 года немногое в этом отношении изменилось. Разве что с подачи США прибавилась у НАТО и четвёртая функция: «приглядывать» за Китаем.