Сначала ГРУ пыталось помешать поставкам оружия, перекупая его в Европе.
Как уже удалось установить в ходе совместного расследования, в котором участвуют «Беллингкэт», «Инсайдер», «Шпигель» и «Респект», взрыв на складе боеприпасов в Врбетице в 2014 году могли организовать минимум восемь сотрудников секретной группы 29155 российской разведки ГРУ. К операции также на этот раз привлекли начальника группы генерал-майора Андрея Аверьянова.
Как минимум два члена группы, Анатолий Чепига и Александр Мишкин, которые подозреваются в том, что побывали непосредственно в Врбетице, после операции получили высшую государственную награду «Герой России», а как минимум еще четверо членов группы получили от российского правительства непосредственно после операции бесплатные квартиры. Таким образом, с точки зрения Москвы операция удалась.
Чешская полиция и спецслужбы работают с версией, согласно которой целью нападения были склады в Врбетице, где хранилось оружие, предназначенное для отправки на Украину. Точнее удар был направлен на боеприпасы болгарского торговца оружием Эмилиана Гебрева, которые могли быть отправлены украинским правительственным силам, воюющим против России. Если бы все получилось и боеприпасы взорвались из-за взрывного устройства, установленного в контейнере (а это было поручено как раз Чепиге и Мишкину), репутация Гебрева как бизнесмена пострадала бы в глазах его партнеров, а кроме того, боеприпасы были бы уничтожены.
Данные, проанализированные «Беллингкэтом» и его партнерами, подтверждают гипотезу о том, что взрывы в 2014 году в Чехии были частью продолжительной операции ГРУ, целью которой было ограничить возможности Украины получать оружие и боеприпасы, необходимые для обороны от российских сил. В июле 2014 года ГРУ начало координировать удары по восточным регионам Украины, и группа 29155 участвовала в этом процессе, совершая подрывные действия. Ее членам поручалось несколько вещей. Помимо взрывов в Врбетице, они должны были совершить покушение на Эмилиана Гебрева и организовать как минимум еще один взрыв на складах боеприпасов в Болгарии в 2014 году.
Это подтверждают разные данные. Записи телефонных переговоров группы 29155 свидетельствуют о том, что в 2014 — 2015 годах они активно общались с российскими офицерами, участвующими в войне на Донбассе, и также с местными сепаратистскими командирами. В тот период члены группы 29155 вели свою деятельность в Чехии и Болгарии. Их действия были направлены против Гебрева и его компании «ЭМКО», которая поставляла очень важные для обороноспособности Украины оружие и боеприпасы.
В 2014 году Россия вела столь масштабную военную операцию только против Украины. Группа 29155 подчинялась командованию ГРУ, а российская военная разведка, в свою очередь, подчиняется напрямую руководству Минобороны РФ, что подтверждает гипотезу о том, что ее главной целью было снижение обороноспособности украинской армии.
Как установила в ходе расследования чешская полиция, публично заявленной целью Чепиги и Мишкина было посещение склада боеприпасов в Врбетице, куда они заранее отправили заявку как торговцы оружием (они воспользовались фиктивными паспортами на фамилии Табаров и Попа). Любой, кто хотел попасть на территорию склада с коммерческими целями, должен был заблаговременно отправить администрации электронное письмо с заявкой и указанием временного интервала визита. Иностранцы также должны были приложить копию паспортов.
Чепига и Мишкин отправили электронное письмо в Врбетице, которое, как установила экспертиза, лишено всех метаданных. Поэтому невозможно установить, откуда именно оно было отправлено. Разрешение на посещение администрация выдала им на интервал с 13 по 17 октября. Взрыв на складе оружия номер 16 произошел 16 октября в 9.25. У полиции пока нет прямых доказательств, что оба мужчины на самом деле побывали на территории склада, но полицейские считают это весьма вероятным.
Следователи предполагают, что взрывное устройство могли активировать при транспортировке оружия из Врбетице, то есть за пределами ЧР. Но не исключено, что взрыв планировалось осуществить еще на складе. Юрист компании «Имек Груп» Радек Ондруш заявил «Респекту» и «Беллингкэту», что Гебрев не планировал в 2014 году ничего вывозить из своих резервов на чешских складах. Также Ондруш подтвердил, что в 2014 году компания «ЭМКО» была одной из четырех фирм, которые хранили боеприпасы на взорвавшемся складе номер 16 (две фирмы болгарские и две чешские). То же касается второго склада номер 12, который взорвался в декабре 2014 года. По заявлению представителей «Имекс Груп», оттуда «ЭМКО» тоже не собиралось ничего вывозить в означенный период.
«Беллингкэт» и его партнеры, включая «Респект», располагают перепиской между «Имекс» и «ЭМКО», из которой следует, что «Имекс» безуспешно убеждала болгарского торговца забрать свои боеприпасы. Конкретно третьего октября 2014 года директор компании «Имек Груп» Петр Бернатик младший отправил Гебреву письмо, в котором пожаловался, что «ЭМКО» до сих пор не забрала со склада купленные боеприпасы. Поэтому «Имекс» потребовала от «ЭМКО» оплатить сбор за хранение после установленного срока. Также «Имекс» проинформировала «ЭМКО», что к ним обратилось несколько желающих купить невывезенный товар Гебрева.
Источники в украинских службах безопасности утверждают, что ГРУ пыталось помешать поставкам оружия на Украину, в том числе, предпринимая попытки перекупить его в Европе. «Беллингкэт» и «Респект» выяснили у «Имекс», кто были те люди, которые, согласно переписке, интересовались товаром Гебрева. Не были ли это опять-таки Чепига и Мишкин, действующие под фальшивыми именами?
Возможно, именно в этом заключалась их первоначальная задача. Юридический представитель «Имекс Груп» заявил, что не может назвать их имена в интересах следствия и потому, что генеральная прокуратура запретила разглашать эти данные. Только когда перекупить оружие не удалось, руководство ГРУ могло перейти к насильственным действиям. Вскоре после того как Гебрев отказался от продажи, шесть членов группы 29155 забронировало билеты в Чехию и соседние страны.
Если взрывные устройства, установленные на складах номер 16 и 12, были настроены на декабрь, то, получается, первый октябрьский взрыв прозвучал преждевременно. На месте погибли двое сотрудников «Имекса»: Вратислав Гавранек и Лудек Петршик, которые в октябре находились на складе номер 16. Их смерть — до сих пор загадка. Когда приехали пожарные, они, вероятно, уже были мертвы из-за небольшого взрыва, но их тел не было видно. Затем начался сильный пожар, и произошел мощный взрыв.
Один из них был начальником склада, а другой — его помощником. Руководство компании сообщает, что поручило им устранить дефекты на маркировке боеприпасов, которые в ближайшие дни должны были отправиться к заказчику (о чем именно идет речь и как партия выглядела, неизвестно).
Если Чепига и Мишкин установили взрывное устройство на декабрь, то их первый заявленный визит значительно предшествовал бы взрыву, и поэтому полиция, скорее всего, их ни в чем бы не подозревала.