События вокруг ракетного эсминца «Дефендер» имеют намного более широкий контекст, чем это кажется на первый взгляд. Особенно, если речь об истории. В свое время британцы учили русских плавать и воевать на море. Ученики оказались посредственными, особенных успехов не имели, да еще и печалили учителей плохим поведением. В Крымской войне британцы дали урок уважения к своим учителям. Царская Россия его хорошо усвоила, и больше никогда не отваживалась на прямой конфликт с Британией.
Начнем издалека. Дедушкой русского военного флота признается английский ботик, отремонтированный по приказу Петра І. На протяжении XVIII в. основную роль в становлении российского флота играли британцы и голландцы.
Британская нянька помогала ему расти, учила плавать и воевать. Изготовленные британцами корабли с британскими офицерами десятилетиями составляли основу российского флота, обеспечивая его крупнейшие победы вплоть до начала ХІХ в.
Создание Черноморского флота России также тесно связано с британцами, так же, как с украинцами, французами и даже американцами. Основателем военно-морской базы и города Севастополя в 1783 г. стал шотландец адмирал Томас Маккензи. Вершиной военно-политического сотрудничества России с Британией были наполеоновские войны, в которых русская армия воевала за английские деньги и с английским вооружением.
После поражения Наполеона отношения Британии и России охладели вследствие начала «Большой игры», соперничества за мировые сферы влияния, в частности, за османское наследство. Соответственно, российский флот перестал получать корабли, техническую и кадровую поддержку от Британии, что вело к его постепенной деградации. Техническому прогрессу России не способствовало и долгое правление Николая І.
После империалистки, но одновременно прагматичной космополитки Екатерины ІІ, Николай І начал строить национальную империю, подавил польское восстание, стал «жандармом Европы», превратил страну в «тюрьму народов».
Он привел страну к международной изоляции, результатом которой стало углубление экономического, технологического и даже военного отставания России. В Западной Европе произошла первая промышленная революция, которая до России почти не дошла. Однако, Николая І вводили в заблуждение многочисленность его армии и флота.
Реальную ситуацию засвидетельствовала Крымская (Восточная) война 1853-1856 годов. Россия рассматривала слабеющую Османскую империю, как свою законную добычу, и начала воспринимать Черное море, как собственное внутреннее озеро.
В ноябре 1853 г. русский флот разгромил в Синопе турецкую флотилию. И все было бы для России хорошо, если бы царь не совершил стратегическую ошибку. Он считал, что западные страны оставят Османскую империю ему на растерзание, в то время, как случилось наоборот.
Европейские страны, в число которых входили Британская, Французская и Австрийская империи, впервые решили обозначить для России красную линию, не допуская ее экспансии на юг. Эта линия прошла по Балканам и водам Черного моря. В январе 1854 г. в Черное море вошли британские и французские корабли. И тут началось самое интересное. Российские адмиралы, показывавшие на турках свою силу, теперь даже не сделали попытку противостоять западным союзникам, и поспешили спрятать весь флот в Севастопольской бухте.
Для надежности, чтобы противник не мог войти в бухту, при входе в нее затопили несколько кораблей. Черное море оказалось в полном распоряжении западных союзников.
Почему же русский флот так легко сдал Черное море? Ответ прост. Без постоянной системной помощи западных стран российский флот и армия были и остаются обреченными на отставание, и могут воевать лишь против значительно более слабых противников.
На начало Крымской войны Россия почти не имела паровых кораблей, нарезного оружия и бесчисленных технических новинок, которыми владели Британия и Франция, и которые уже определяли технологический уровень флота и вооруженных сил.
Русские адмиралы понимали ситуацию и не имели особого желания испытывать судьбу. В случае боевого столкновения российские корабли гарантированно терпели поражение и должны были пойти на дно вместе со своими экипажами и офицерским составом.
Это красивое для отображения художниками-баталистами зрелище никоим образом не привлекало потенциальных жертв. Добровольное затопление русскими своих кораблей без какой-либо попытки вступить в бой стало настоящим стыдом для российского флота.
Одновременно оно свидетельствовало о признании российским командованием своей отсталости и бессилия перед лицом значительно более мощного противника. А воевать против более сильного соперника русские военные и Россия, как государство, не отваживались никогда.
На протяжении 1854-1855 годов британско-французский флот спокойно хозяйничал в Черном и Азовском морях, в том числе, на побережье Крыма.
В конце концов, русским пришлось сдать Севастополь, и под конец осады потопить все корабли Черноморского флота, все еще остающиеся в севастопольском убежище. Разом под воду пошли 75 боевых кораблей и судов. Черноморский флот, строившийся более семидесяти лет, прекратил свое существование без единого выстрела.
Поражение России в Крымской войне довела Николая І до смерти и вызвала долгосрочный общественный кризис. Чтобы выйти из него, пришлось начинать болезненные реформы с модернизации страны.
В свое время британцы учили русских плавать и воевать на море. Ученики оказались посредственными, особенных успехов не имели, да еще и печалили учителей плохим поведением. Поэтому в Крымской войне британцы дали урок уважения к своим учителям. Царская Россия его хорошо усвоила, и больше никогда не отваживалась на прямой конфликт с Британией.
Британия не забыла своей победы. До сегодняшнего дня наивысшей британской военной наградой является Крест Виктории, основанный в честь победы в Крымской войне. По легенде, его изготовляют из металла пушек, взятых, как трофеи, в Севастополе.
Память о Крымской войне сохранили и в Севастополе. В городе существует памятник затопленным кораблям, изображение которого является частью герба Севастополя. В России его парадоксальным образом трактуют, как символ воинской славы Черноморского флота.
Соответственно, военные моряки и жители Севастополя воспитываются на примере, что настоящая героика российского флота состоит в том, чтобы при появлении британцев прятаться и затапливать свои корабли.
Ситуация с эсминцем «Дефендер» и Севастополем в июне 2021 года напоминает повторение урока для забывчивых учеников. Урока, проведенного в виде упрощенной исторической реконструкции событий. Как и 170 лет назад, британский корабль спокойно прошел по водам Черного моря мимо основанного шотландцем Севастополя на виду у созданного британцами русского флота.
Как и 170 лет назад, Россией руководит лицо, строящее национальную империю, хотя в таком виде она не может быть жизнеспособной даже на уровне теоретических конструкций. На постсоветском пространстве Россия ведет себя, как жандарм, пребывая в состоянии все нарастающей международной изоляции. Западные страны вновь задумались о новой красной линии для ограничения претензий большого восточного соседа.
Как и во времена Николая І, технологическое отставание путинской России неудержимо нарастает, однако, российский правитель считает, что имеет мощные вооруженные силы и является реальным вершителем судьбы планеты.
Как и 170 лет назад, разница в технологиях между единственным британским эсминцем и всем российским флотом, вместе с его авиацией и ракетами, остается несоизмеримой. Даже неспециалистам очевидно, что прямое военное столкновение новейшего «Дефендера» с устаревшей российской техникой является смертельно опасной для последней.
За 170 лет на море принципиально ничего не изменилось. После недолгого взлета в советские времена, Россия как была, так и остается слабой морской державой. Пространство ее деятельности в водах мирового океана все более сужается, так же, как это происходит в воздухе и космосе. Маленькая победа над слабой Украиной в Крыму ничего в этом процессе не изменила, свидетельством чего и стал проход британца.
В отличие от Крымской войны, русские не затопили свои корабли в Севастопольской бухте, и осмелились поднять в небо самолеты, чтобы издалека наблюдать за британцем. Однако, генетическая память никуда не делась. Хаотичность действий русских продемонстрировала, что они хорошо знают, что в море хозяин.
Строгий британский учитель сделал свое дело. Очевидно, что маршрут эсминца с символическим названием «Дефендер» и есть той красной линией, которую уже провели перед носом московских мечтателей.
Возможно, все эти размышления слишком запутанны и объяснение событий вокруг эсминца намного проще. Ведь несложно допустить, что британские моряки просто осуществили небольшое туристическое путешествие к побережью Севастополя, как города военной победы своих предков. И с удовлетворением осмотрели памятник затопленным кораблям. И с большим удовольствием убедились, что Россия свято хранит этот многозначный символ своей технологической отсталости, собственных страхов перед Западом и славы британского оружия.