Ключевые моменты
— «Русским кажется, что они одержали крупную победу», — заявила на семинаре аналитического центра Чатем-Хаус ассоциированный исследователь из программы России и Евразии этого центра Кейт Моллинсон (Kate Mallinson).
— «Но я бы сказала, что такого рода пропагандистская победа является в большей степени пирровой, нежели реальной», — добавила она.
— Кремлевские представители настаивают, что США не должны перекладывать на других груз ответственности за крах Афганистана, а государственные каналы пытаются представить уход американских войск из этой страны как большую удачу.
Эксперты по геополитике предупреждают, что начавшийся в Афганистане кризис создает существенные риски для России в Центральной Азии, хотя Кремль стремится представить это как пропагандистскую победу над США.
Вначале русские как будто радовались тому, что повстанцы из «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация — прим. ред.) разгромили поддерживаемое и обученное американцами афганское правительство, а войска США покидают страну. Посол России в Кабуле Дмитрий Жирнов похвалил талибов за их поведение и сказал, что эта группировка помогла лучше обеспечить безопасность в афганской столице в первые сутки после ухода американцев. И это несмотря на то, что Россия официально признала «Талибан» террористической организацией.
«Русским кажется, что они одержали крупную победу», — заявила на семинаре Чатем-Хауса ассоциированный исследователь из программы России и Евразии этого центра Кейт Моллинсон (Kate Mallinson).
«Им кажется, что они смогут укрепить свое влияние в Центральной Азии», — отметила она, подчеркнув, что Россия наверняка попытается еще больше закрепиться на своих позициях в регионе в качестве ключевого гаранта безопасности.
Москва пользуется значительным военным и экономическим влиянием в бывших советских республиках Центральной Азии, таких как Таджикистан, Узбекистан и Туркмения, которые граничат с Афганистаном.
«Но я бы сказала, что такого рода пропагандистская победа является в большей степени пирровой, нежели реальной», — добавила Моллинсон.
В среду Россия приступила к осуществлению собственных планов эвакуации, направив в Афганистан четыре военных самолета, чтобы вывезти 500 граждан России и людей из стран-союзниц. Приказ об этом поступил от президента Владимира Путина, и это стало резким изменением в отношении Кремля к захвату власти талибами.
В это самое время в кабульском аэропорту осуществляется массовый вывод войск и вывоз людей. Страны пытаются в срочном порядке эвакуировать людей из подконтрольного талибам Афганистана и сделать это до 31 августа, которое является крайним сроком, установленным президентом Джо Байденом.
После захвата талибами столицы в международном аэропорту имени Хамида Карзая беспорядочно собрались десятки тысяч людей, которые отчаянно пытаются улететь из страны.
«Время истекает»
Кремлевские представители настаивают, что США не должны перекладывать на других груз ответственности за крах Афганистана, а государственные каналы пытаются представить уход американских войск из этой страны как большую удачу.
Но в последнее время тональность несколько изменилась. «Ситуация развивается. Время поджимает. Ситуация остается крайне напряженной, мы по-прежнему самым тщательным образом ее отслеживаем и сохраняем нашу обеспокоенность», — заявил в среду пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Ранее Путин выражал надежду, что «Талибан» выполнит свои обещания о наведении порядка, и сказал, что крайне важно не дать террористам проникнуть в соседние страны.
«Сделать это будет намного труднее, чем кажется русским. Даже если талибы сдержат данное русским слово, им придется иметь дело с асимметричной войной, которая будет намного более непредсказуемой. Я думаю, русским будет крайне сложно с ней справиться», — заявила Моллинсон Си-Эн-Би-Си.
Дело в том, что кризис наступает в момент, когда многие центральноазиатские страны находятся в наихудшем состоянии, сказала Моллинсон, приведя в качестве примера недовольное население региона, продолжающуюся пандемию коронавируса и постигшую в этом году Центральную Азию сильнейшую засуху.
Москва усилила свою военную базу в Таджикистане, у которого общая граница с Афганистаном протяженностью 1 350 километров, и проводит там военные учения, которые длятся уже месяц.
В среду агентство «Рейтер» сообщило, что, согласно кремлевскому заявлению, Москва усвоила уроки провальной советской интервенции в Афганистане в 1980-е годы, и не намерена направлять туда свои войска.
Влияние России в Центральной Азии
Директор программы по Европе и Центральной Азии из Международной кризисной группы (International Crisis Group) Ольга Оликер (Olga Oliker) рассказала Си-Эн-Би-Си, что Россия хорошо понимает потенциальные проблемы безопасности, которые в результате афганского кризиса могут возникнуть как у центральноазиатских стран, так и у нее самой.
«Москва довольна тем, что США оконфузились, но в то же время беспокоится за последствия. Русские боятся дестабилизирующих обстановку потоков беженцев, боятся, что радикальные группировки, укрываясь в Афганистане, будут наносить по ним свои удары. А еще они боятся, как сказал недавно Путин, что среди беженцев могут скрываться боевики», — рассказала Оликер.
«Если стабильность при талибах сохранится, и они сдержат свое обещание не допустить превращения Афганистана в базу для нападений на Россию и Центральную Азию, а также остановят потоки опиатов, что было бы идеально, тогда Россия сможет с ними сосуществовать, — добавила Оликер. — Но все может плохо кончиться, и Россия будет стремиться укрепить Центральную Азию так, как это необходимо».
Путин раскритиковал предложение некоторых западных стран о переброске беженцев из Афганистана в Центральную Азию на то время, пока США и ЕС готовят им визы.
«Значит, в эти страны, к нашим соседям, можно направлять без виз, а к себе без виз не хотят? Это что за унизительный подход к решению вопроса?» — заявил Путин, слова которого на прошлой неделе привели российские информационные агентства.
Евразийский союз
Афганский сосед Таджикистан пообещал принять до 100 000 беженцев. Он вместе с ООН и другими организациями занимается обустройством лагерей и прочих объектов для преодоления гуманитарного кризиса.
«Думаю, особую обеспокоенность у России вызывает то, что регионы Афганистана с таджикским и узбекским населением, обычно являющиеся буфером безопасности против талибов, тоже могут перейти под контроль талибов», — написал по электронной почте Тим Эш (Tim Ash), работающий стратегом по формирующимся рынкам в компании по управлению активами «Блубэй Эссет Менеджмент» (Bluebay Asset Management).
С точки зрения Эша, Россия, которая и прежде использовала тактику «твердого кулака» в отношении исламского экстремизма, укрепит свое и без того мощное военное присутствие в Таджикистане, а может, установит его в Узбекистане.
«Но центральноазиатские государства будут нервничать, думая о том, как Москва воспользуется угрозой исламского экстремизма для проталкивания своей идеи Евразийского союза и реализации повестки, которую Путин предусматривает для всего пространства СНГ. Достаточно посмотреть на Белоруссию», — сказал Эш, отметив, что все это происходит в преддверии 30-й годовщины распада СССР, отмечаемой в этом году.
СНГ, или Содружеством независимых государств называют региональное межгосударственное объединение, в которое входят девять бывших советских республик в Евразии.
Ожидается, что Россия усилит давление на страны Центральной Азии, призывая их к вступлению в Евразийский экономический союз, как называют объединение под руководством Москвы, включающее Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию.