Мировые спецслужбы, которые много знают об истинном положении вещей в мире. Исследователь программы Фулбрайта из престижного Массачусетского технологического института Тосихиро Ямада, специалист по внешней политике и вопросам разведки, будет вести декадные колонки с рассказами о спецслужбах мира. И начнет он с рассказа о таинственном и харизматичном директоре СВР (Службе внешней разведки России) Сергее Нарышкине. В последнее время он все чаще выступает на публике. Какие причины могут заставить засекреченных и непубличных главных шпионов различных стран выходить из привычной для них тени на глаза общественности?
Россия может существовать как сильное государство, потому что у нее есть шпионы
Самым последним фильмом о шпионаже, который я видел, был «Игры шпионов» (англ. The Courier — фильм 2020 года режиссера Доминика Кука о работе британского бизнесмена Гревилла Винна, нанятого в качестве агента МИ-6, и советского шпиона Олега Пеньковского, который передавал на Запад информацию — Прим. ИноСМИ.). Фильм ярко рассказывает правдивую историю работы разведок во время холодной войны. В нем показывается деятельность КГБ (Комитета государственной безопасности), который сделал себе зловещую славу как внутри, так и за пределами Советского Союза.
Говоря о Советском Союзе во время холодной войны, не забывайте КГБ. Это всесильная организация, и Президент Владимир Путин, прошел путь от офицера КГБ до президента России.
КГБ был упразднен в 1993 году после холодной войны, но был разделен на две спецслужбы. ФСБ (Федеральная служба безопасности) отвечает за внутренние дела, а СВР (Служба внешней разведки) занимается разведывательной работой за рубежом. СВР является правопреемником Первого главного управлении, которое отвечало за внешнюю разведку КГБ.
Обо всем этом в интервью автору рассказал один из бывших руководителей ЦРУ.
«Русские разведывательные службы — вторые по профессионализму после американских. Это также самый сложный противник для осуществления разведывательных операций. Это мощный и грозный противник. У российских спецслужб долгая история разведывательной деятельности против демократических стран, и они гордятся ею. Причина, по которой Россия все еще может существовать как государство, отчасти состоит в том, что она продолжает активную разведывательную деятельность с эпохи холодной войны до наших дней».
Знаете ли вы, что директор самой главной российской шпионской организации недавно вышел из тени на первый план и начал выступать публично? Это трудно было себе представить до сих пор.
В сентябре 2021 года директор СВР Сергей Нарышкин дал интервью российскому информационному агентству Интерфакс. Незадолго до этого британские власти заочно обвинили двух россиян, подозреваемых в покушении на бывшего российского двойного шпиона Сергея Скрипаля и его дочь Юлию в Солсбери на юге Англии в марте 2018 года.
По этому делу уже предъявлены официальные обвинения двум российским агентам. Но недавно стало известно о существовании еще одного преступника. Все трое являются оперативниками российской военной разведки ГРУ (ныне Главное управление Генштаба МО РФ) и британские официальные лица указали, что они также работали в Болгарии и Чехии.
В ответ на эту «новость» директор СВР Нарышкин спокойно и уверенно сказал Интерфаксу: «Это заговор с целью сокрытия фактов ложью или ложь для оправдания лжи в прошлом».
Вообще-то для руководства СВР большой редкостью является давать комментарии о деятельности другой спецслужбы. Кстати, Сергей Нарышкин ранее был председателем Государственной Думы, Палаты представителей России, и посетил Японию в этом качестве в 2015 году, где встречался с премьер-министром Синдзо Абэ.
«Может быть, это предпринято для того чтобы отвлечь внимание общественности от позорного ухода США и их союзников из Афганистана», — добавил Нарышкин.
Главный российский шпион, рекламируемый в СМИ
До этого директор СВР Нарышкин всегда активно занимался связями с общественностью, в том числе давал интервью различным СМИ.
В июне 2020 года репортер британской общественной телерадиокомпании BBC был приглашен в СВР для интервью. Директор Нарышкин улыбнулся ему: «Джеймс Бонд по сравнению с нами — ничто».
«Западные политики питают ложные иллюзии. Они думают, что миром управляет один центр. И что этим центром является Америка».
О покушении на убийство в Солсбери Нарышкин сказал так: «Я не верю тому, что британское правительство говорит о Солсбери. Здесь совсем не подходит их популярное „highly likely"».
Он также рассказал о работе с фейковыми новостями, которую Россия якобы ведет в разных частях мира. «Россия понесла огромные жертвы, потеряв 27 миллионов соотечественников во Второй мировой войне. Западные страны и молодые люди в Западной Европе считают, что только Соединенные Штаты победили нацистскую Германию и освободили Европу. Такое невежество не появилось случайно. Оно воспитывается в этих молодых людях умышленно и на плановой основе».
С тех пор директор СВР Нарышкин продолжает опровергать различные «точки зрения» Запада.
90% российской разведывательных операций не закрываются
В декабре 2020 года было обнаружено, что программное обеспечение для управления огромной компьютерной сетью SolarWinds, используемой правительственными учреждениями и компаниями США, подверглось самой серьезной и самой совершенной кибератаке за последние годы. Было указано, что это преступное действие осуществлено СВР.
В мае 2021 года Нарышкина в интервью «Би-би-си» спросили об этом деле: «Это сделала ваша Служба?».
«Мне очень жаль, что вы так низко оцениваете эффективности работы СВР, — ответил он. — Таких доказательств не представлено ни одного. У вас они есть? У меня нет».
«Мы также пытались выяснить, кто был здесь виноват, — сказал он, цитируя документ, похищенный бывшим сотрудником АНБ Эдвардом Сноуденом, который раскрыл секретную информацию США в 2013 году, — и считаем, что нападение было совершено американскими и британскими спецслужбами». «Я не утверждаю, что и на этот раз это сделали США, но тактика аналогична», — сказал он, глядя прямо в лицо интервьюеру.
Короче говоря, если посмотреть это интервью Нарышкина, то можно прийти к выводу, что Россия не причастна к попыткам отравления, хакерским взломам, или кибератакам на президентских выборах в США в 2016 году, и все это — «глупый, жалкий и плохой криминальный роман». Он также заявил, что покушение на лидера российской оппозиции Алексея Навального, которого собирались отравить в августе 2020 года, было «делом западных стран».
Когда речь заходит о тоне замечаний и комментариев директора СВР Нарышкина, то его манера выставлять западных репортеров в смешном свете очень походит на манеру Путина.
Российские разведывательные службы имеют для Путина исключительное значение, поскольку являются его основным источником информации. В 2020 году он присутствовал на церемонии в честь столетия основания внешней разведки России. В своем выступлении он сказал: «Служба разведки, созданная по инициативе КГБ, является наиболее эффективным учреждением в мире, а разведка играет важную роль в процессе выработки российской внешней политики».
По этой причине нетрудно предположить, что человек, возглавляющий Службу внешней разведки, пользуется огромным доверием Путина. Это его очень близкий соратник. Вот почему директор СВР Сергей Нарышкин, может разговаривать с Путиным на одном языке. Вот почему его выступления столь остры и уверенны
Кстати, по данным бывшего главы британской секретной разведывательной службы (MI6) Джона Саверса, только не более 10% разведывательных операций в России за всю ее историю стали открытыми для общественности. Остальные 90% остаются закрытыми и не будут раскрыты никогда. Например, ущерб от российских кибератак во многих случаях становится известен только уже после завершения операций. Так что вполне можно предположить, что абсолютное большинство российских кибератак еще не завершилось.
Активная разведывательная деятельность России, в том числе ее кибератаки, наверняка будут продолжены. И Сергей Нарышкин, который отрицает факт их совершения каждый раз, вряд ли прекратит активно использовать СМИ для популяризации тайной мощи России.
Тосихиро Ямада — японский журналист и публицист. После работы в издательстве Kodansha, агентстве Reuters, журнале Newsweek и т. д., занимается исследованиями международных отношений и вопросов разведки в Массачусетском технологическом институте (MIT) в США.
Автор многих книг по истории разведок, терроризму, противостояния западных и российских спецслужб.