Экологи поддерживают жителей Байкальска, которые протестуют против восстановления производства на местном целлюлозно-бумажном комбинате. Граждане опасаются экологической катастрофы, экологи говорят еще и об экономике.
Постановление российского правительства №1 от 13 января 2010 года вызвало волну протеста. В документе за подписью Владимира Путина говорится о том, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) может и должен возобновить работу, которая была прекращена в 2008 году. Местные жители считают, что подобный шаг может привести к экологической катастрофе, фактически поставив под угрозу существование уникального природного комплекса - озера Байкал.
Взгляд на экологию из прошлого века
БЦБК использует очень старое оборудование, которое было установлено еще в 1966 году. В то время еще не существовало технологий, дающих возможность обеспечить замкнутый цикл водооборота, и промышленные стоки, содержащие огромное количество вредных веществ, таких как хлор, диоксины, сульфаты, лигнин и другие, сливали в систему канализации. Очистные сооружения оказались не готовыми к тому, чтобы обеззараживать отходы производства. Несколько лет назад встал вопрос о необходимости переоборудовать целлюлозно-бумажный комбинат.
В 2008 году производство было приостановлено и жители Байкальска в прямом смысле слова вздохнули с облегчением. Туман испарений от отходов, который обычно окутывал комбинат, рассеялся. Как рассказала сопредседатель "Байкальской экологической волны", лауреат премии Голдмана Марина Рихванова, индикатором может служить тот факт, что туристы и горнолыжники прошлой зимой, узнав о закрытии комбината, буквально заполонили город.
А воз и ныне там
Однако сейчас все вернулась на круги своя. Владельцы предприятия, похоже, не выполнили главное условие, которое было поставлено руководством страны, а именно: не заменили устаревшее оборудование. Так думают жители Байкальска, которые опять стали чувствовать в воздухе знакомый запах испарений. Экологи объясняют это тем, что еще до того, как было издано постановление правительства, комбинат был запущен в тестовом режиме. Более того, в декабре 2009 года на предприятии произошла авария, сопровождавшаяся выбросом отходов.
После закрытия предприятия в 2008 году в пруд, в который попадает вода, прошедшая через очистные сооружения системы канализации, запустили рыбу для разведения, но после аварии вся рыба всплыла вверх брюхом. Марина Рихванова привезла на пресс-конференцию в Москву образец воды из того же пруда. Это была жидкость желто-зеленого цвета с резким и очень неприятным запахом. Эксперты утверждают, что так пахнет один из компонентов отходов БЦБК - лигнин.
"Народ за Байкальск без БЦБК!"
Решение правительства об открытии Байкальского ЦБК, вызвало предсказуемую негативную реакцию общества. Протестное письмо президенту Дмитрию Медведеву, размещенное на сайте "Гринпис России", подписали более 150 организаций, заявление "Руки прочь от защитников Байкала!", направленное генпрокурору РФ, подписали около 200 неправительственных организаций, на иркутском интернет ресурсе Бабр.ру за закрытие БЦБК проголосовали около 30 000 человек. Кроме того, против возобновления работы БЦБК, тем более в режиме разомкнутого водооборота, высказались ученые, специалисты, журналисты.
Запросы и просьбы граждан и экологов, однако, пока остаются без ответа. Директор российского отделения Всемирного фонда дикой природы России по природоохранной политике Евгений Шварц особо подчеркнул: "Главная проблема, которая отражает общую ситуацию, - отсутствие доверия и диалога. Недоверие к любым утверждениям лоббистов решения о возобновлении работы ЦБК связано с тем, что они не сочли необходимым обсудить свое решение с обществом".
Зато после начала компании за закрытие экологически грязного производства офис "Байкальской экологической волны" был на время блокирован милицией. 28 января представители областного ГУВД без предъявления разрешительных документов приступили к изъятию оборудования, а в ответ на попытку противодействия обвинили женщин-экологов в "удержании сотрудников правоохранительных органов". "Ни с чем иным, кроме как с протестом против БЦБК, действия милиции связать нельзя", - заявила Марина Рихванова.
Чистой воды экономика?
Официальные структуры на ситуацию никак не отреагировали и на диалог пока тоже не идут. Кроме аргумента, что возобновление работы БЦБК позволит решить проблему социально-экономического развития Байкальска, который является типичным моногородом, по словам сопредседателя "Байкальской экологической волны" Марины Рихвановой, они никаких доводов до сих пор не услышали.
Руководитель Байкальской программы "Гринпис России" Роман Важенков отметил: "Сторонники открытия БЦБК пытаются сослаться на то, что он является единственным и безальтернативным поставщиком сырья для жаропрочных материалов военного назначения. Однако производителей сырья для таких покрытий немало, равно как и немало других материалов, пригодных для их изготовления".
Между тем жители города заявляют, что готовы самостоятельно справиться с трудностями. В 2009 году в Байкальске прошел конкурс социального предпринимательства, результаты которого демонстрируют убедительные перспективы альтернативного развития города. Существует около 100 реализуемых проектов, которые могут стать основой независимого от БЦБК экономического развития региона. Эти проекты связаны в первую очередь с туризмом. Однако есть и предложения по развитию экологически чистого производства, например по переработке кедровых орехов.
Горожане при поддержке экологов готовы расширять масштабы противодействия. Акции протеста начнутся 13 февраля с митинга в Иркутске. Его требование - закрыть БЦБК и предоставить альтернативную занятость жителям Байкальска.