В Общественной палате завершились слушания по вопросу строительства трассы Москва-Петербург через Химкинский лес. В них приняли участие все заинтересованные стороны - члены правительства, представители дорожно-строительных организаций, экологи и активисты движения в защиту Химкинского леса.
По итогам слушаний в Общественной палате не принято никаких решений. Впрочем, ожидать, что они будут, по словам участников дискуссии, не имело никакого смысла. Стороны обменялись мнениями – и каждая осталась при своем. Представители Росавтодора и Минтранса, как и прежде, считают, что строительство трассы Москва-Петербург через Химкинский лес оптимально по всем параметрам. Об этом в начале слушаний заявил руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин:
– Трасса, построенная по принятому проекту, улучшает экологическую ситуацию в городском округе Химки, качественным образом улучшает связь левобережных и правобережных Химок. Проект не требует массового переселения жителей, в полной мере соответствует генеральным планам развития города Москвы, городского округа Химки, Московской области. Он не содержит необоснованно усложненных технических решений и оптимален с точки зрения временных и финансовых затрат...
Сторонники строительства дороги через Химкинский лес настаивают, что без строительства трассы-дублера Химки задохнутся, а транспортный коллапс на Ленинградском шоссе неизбежен. Впрочем, с тезисом о том, что дорога нужна, не спорят и их оппоненты. Вопрос заключается лишь в том, где будет проходить новая трасса, считает лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова:
– Нас, жителей Химок, которые входят в организацию защитников Химкинского леса, обвиняют в том, что мы якобы против строительства трассы. Но это не так. Мы очень хотим, чтобы эта трасса была. Но мы не хотим, чтобы она уничтожала Химкинский лес. Мы в XXI веке, в конце концов; давайте уже использовать нормальные европейские технологии!
На общественных слушаниях Евгения Чирикова затрагивала вопрос и о соответствии проекта трассы федеральным законам на момент их принятия. Этим же вопросом задалась и член Общественной палаты, доктор юридических наук Елена Лукьянова:
– Вопрос состоит в чем? Мы рассматриваем действия в привязке к законодательству, которое существует на данный момент. А ведь если потом под данные действия была подведена иная нормативная база – то как это можно нормально рассматривать? В этом случае нарушается действие закона – это постулаты, основы права. Министру транспорта Игорю Левитину, наверное, трудно говорить об этой материи, это не его материя вовсе – ему, вероятно, доложили его подчиненные, что они соблюли все действующие правила. Левитин говорил: "Мы проводили общественные слушания в Химках". Но мы уже неоднократно обсуждали – и это было доказано, – что в Химках фактически была фальсификация общественных слушаний. Да, слушания проводились. Но как и насколько там был соблюден закон? Насколько люди, собравшиеся на слушания, были зависимы от администрации? Мы же знаем, как это происходит у нас – когда вдруг включают вот этот страшный механизм под названием "административный ресурс". В общем, дьявол кроется в деталях.
На слушаниях в Общественной палате Елена Лукьянова заявила, что по вопросу соблюдения законности при проектировке и строительстве трассы Общественная палата подала запрос в Генпрокуратуру. У коллеги Лукьяновой, Бориса Альтшулера к следственным органам тоже есть вопросы. Например, он намерен выяснить, кто разрешил строительство торговых центров в Химках вдоль Ленинградки:
– Как принималось решение о застройке южной части Ленинградского шоссе в районе Химок – по левой стороне, если ехать от Москвы? Почему в 2005 году губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов, а следом за ним Владимир Владимирович Стрельченко, мэр Химок, на самом деле в нарушение всего, запродали эти участки под "Гранды" и "Ашаны"? Там не жилые дома, там торговые центры, которых там быть не должно. Нигде в мире не строят торговые центры на трассах. Все-таки следует обратиться, собрав достаточные материалы, к генпрокурору и к председателю Следственного комитета при прокуратуре.
О том, что транспортную проблему на Ленинградском шоссе серьезно осложняют торговые центры, специалисты говорят давно. На это обращал внимание руководитель НИИ транспорта Михаил Блинкин. По его мнению, слушания в Общественной палате вряд ли скажутся на принятии решений по строительству новой трассы:
– На эту тему были высказаны все точки зрения, которые я слышу последние месяцы. Каких-то продвижений к консенсусу, разумеется, нет. То есть решение будет приниматься не здесь. Поможет ли вот это обсуждение принятию решения? Нет, не поможет. Какой прогноз развития событий? Ну, это уже не про транспорт, не про экологию – это про политику. Не моя специальность.
Член Общественной палаты Вячеслав Глазычев считает, что говорить о продуктивности общественных слушаний не приходится. Но они, по мнению Глазычева, безусловно, нужны. Хотя, конечно, в таком вопросе, как строительство трассы Москва-Петербург, очень важно выслушать именно экспертов:
– Без серьезного, скрупулезного соотнесения технических вариантов разговор сразу перебрасывается в эмоциональную плоскость, а она непродуктивна. Слушания были нужны, потому что их хотели все стороны. Слушания показали все позиции, вплоть до лукавства разных вариантов официальной точки зрения. Она понятна на самом деле. Мы будем стараться добиться государственной экспертизы – по возможности с привлечением международных экспертов, не заинтересованных, не встроенных в систему, но знающих проблемы мегаполисов не понаслышке.
В Общественной палате рассматривались все аспекты строительства трассы Москва-Петербург – и экологические, и социальные и экономические. Глава российского отделения "Трансперенси интернешнл" Елена Панфилова говорит, что проект этот, безусловно, очень важный и нужный – но необходимо, чтобы и с точки зрения коррупциогенности он был прозрачен:
– Нам близка тема прозрачности. И нам бы хотелось быть уверенными, что, как бы ни прошла трасса, там не будет коррупциогенной составляющей. Вопрос важный. Никто не спорит, что дорога Москва – Санкт-Петербург нужна, и дорога Москва – Шереметьево тоже нужна; но было бы очень печально, если столь важный и нужный проект начался бы с вранья. Вот этого мы бы хотели не допустить.
* * *
Активисты общественных организаций и представители государственных структур после окончания слушаний остались на своих позициях. И все понимают: окончательное решение о том, где пройдет трасса Москва-Петербург, будет приниматься на самом верху.