Беседы московского градоначальника с журналистами, собранные в книге "Юрий Лужков. Пособие для будущего мэра", особенно интересно читать в канун назначения нового городского головы.
"Пособие для будущего мэра" не содержит, вопреки названию, рекомендаций, как возглавить Москву. Напротив, эта книга, вышедшая в 2003 году, создает впечатление, что Лужков никогда не покинет ни свое кресло, ни вообще политическую арену, – он рассуждает о проблемах москвичей, о роли Москвы в России, о месте России в мире, о глобализации, угрозе терроризма, конкуренции цивилизаций, приводя множество цитат и вспоминая историю человечества от самого его зарождения.
В книге, состоящей из фрагменты бесед с мэром, нет острых вопросов. Два известных журналиста – Генрих Боровик и Мэлор Стуруа – описывают служебную библиотеку мэра, где они разговаривали, и процесс совместной работы: "В библиотеке стоят Библии, подаренные Патриархом, философские трактаты, издания о пчеловодстве, книги по русской истории… Беседы не были регулярными. Иногда от текущих дел удавалось выкроить только пятнадцать минут, а иногда и полновесные два часа. Мэр Москвы открывал нам свое понимание проблем, стоящих перед городом, страной, перед всем миром…"
Сейчас, после скандальной отставки, некоторые высказывания Юрия Лужкова в этой книге приобретают новое звучание, вероятно, вовсе не такое, какое он некогда вкладывал в них. Например:
– На Востоке говорят: "властитель подобен человеку, взгромоздившемуся на льва. Все кругом в страхе, а сам седок – в ужасе". Если он не удержится и упадет – лев загрызет его первого. В общем, правильная, конечно, пословица.
На вопрос, что движет им на посту московского мэра, Лужков отвечает так:
– Все чаще думаю о том, что после меня останется. Я – градоначальник, мэр, устроитель города. Так сложилась моя жизнь. Можно, конечно, помечтать о памятнике с надписью "Благодарные москвичи Юрию Лужкову". И там – бронзовый я, и обязательно в кепке. И еще рукой куда-нибудь указываю. Но мечтаю я о другом – чтобы сама Москва была напоминанием обо мне. Чтобы люди помнили – это было сделано "при Лужкове". Как сейчас московские бюджетники, я знаю, называют муниципальные дополнения к зарплате "лужковсими", хотя, ясное дело, это к москвичам возвращаются заработанные ими же самими деньги. Чтобы будущие москвичи думали, что даже Лужники названы по моей фамилии. Конечно, найдутся и люди, которые скажут о чем-то: "Это при Лужкове наворотили"…
В адрес Лужкова – особенно в последние годы его пребывания на посту – со стороны оппозиции не раз звучали обвинения в коррупции, поводом для которых была предпринимательская деятельность его супруги Елены Батуриной (по данным журнала Форбс, ее состояние в 2008 году превышало 4 миллиарда долларов). Все обвинения в коррупции неизменно опротестовывались московскими властями и компанией Батуриной через суд. Как бы то ни было, финансовое благополучие семьи Лужкова делает весьма интересными его размышления о природе богатства и бедности.
– Когда сейчас говорят о богатстве и бедности, подразумевают прежде всего, какими путями – законными или противозаконными – приобретено богатство. О законе, конечно, забывать нельзя. Но политэкономия побуждает думать и о том, какие функции выполняет богатство: лежит ли оно сокровищем или обращается в экономике. Если богатство – сокровище или предмет голой спекуляции, в стране наряду с богатством немногих будут расти бедность и нищета. Если богатство вложено в реальный сектор, оно создает рабочие места, обеспечивает зарплату и ведет к сокращению безработицы, бедности, нищеты.
В одной из глав книги, в беседе на тему "Откуда берется благосостояние", Лужков заявляет: бедность и богатство – две стороны одной медали. И говорит о полезных сторонах богатства:
– Когда впервые возникли бедность и богатство? Почитайте Библию, там они прописаны уже совершенно четко. Затем – века и тысячелетия противостояния. У богатых – все, у бедных – ничего. Богатые все отобрали у бедных, а потому бедные таковыми и остаются. Так думали не самые последние люди разных эпох, многие так считают и сегодня. Отсюда и кажущийся столь простым "ответ", решение проблемы: у богатых отобрать, бедным раздать. Не буду защищать богатых – слишком часто они демонстрировали худшие качества человеческой натуры. Но и бедные не ангелы. У американцев есть поговорка: "Деньги портят человека. Но отсутствие денег портит сильнее и хуже". Богатые выполнили в истории очень важную задачу: сделали возможным возникновение и первоначальное развитие цивилизации…
И еще одна цитата на ту же тему из книги "Юрий Лужков. Пособие для будущего мэра":
– Когда какой-нибудь фараон украшал свои дворцы фресками, изразцами, золотой и серебряной посудой, дарил своим женам драгоценности – он тем самым, помимо своей воли, способствовал появлению, концентрации, развитию искусств и ремесел. Когда человек задумывался над несовершенством и несправедливостью жизни – рождались религии, философия, литература, науки.
При чтении неясно, задумывался ли Лужков, упоминая Египет, о естественно возникающих аналогиях с жизнью современной Москвы.
В заключительной беседе книги под заголовком "Я убежден в жизнеспособности России" Лужков вновь приводит сильное высказывание, которое теперь, после его отставки, звучит по-новому:
– Был такой британский разведчик, позднее ставший писателем, Сомерсет Моэм. В преддверии февраля 1917 года он написал примерно следующее: впечатление такое, будто элита России начисто лишена инстинкта самосохранения; она ведет себя так, как будто все в ее жизни незыблемо навечно и ее положение никогда не сможет измениться к худшему. Не актуальны ли эти слова и сегодня?