Когда президент России Дмитрий Медведев меньше двух недель назад предупреждал, что Москва жестко ответит на создание американского противоракетного щита в Европе, его речь по времени была спланирована так, чтобы ее услышали российские избиратели, которые в воскресенье шли на парламентские выборы. Образ находящейся в опасности России, которой вдруг снова угрожает старый заклятый враг, перед выборами всегда уместен.
Читайте еще: Медведев объявил о провале переговоров по ПРО
Но в этот раз Медведев, возможно, побил свою собственную карту, когда его «Единая Россия» на выборах около 15% голосов отдала коммунистам и ультранационалистам. Возможно, именно они больше всех остальных приняли близко к сердцу речь, в которой российский президент пригрозил Вашингтону размещением ракет в Калининграде, на расстоянии удара от Польши и Прибалтики, и расторжением договора по ядерному разоружению СНВ, который Медведев подписал с Обамой только в прошлом году.
Медведев, конечно, внес существенный вклад и в американскую кампанию перед президентскими выборами 2012 года. В предвыборной гонке внешняя политика не станет доминирующей темой, но ясно, что республиканцы не обойдутся без того, чтобы теперь политику «перезагрузки» отношений США и России объявить полной ошибкой президента Барака Обамы.
Еще по теме: Россия срывает американские усилия по ПРО в Европе
Неудача, ради которой президент предал союзников в Центральной Европе, когда планируемую противоракетную базу США, унаследованную от Джорджа Буша, он отдал русским. И только ради того, чтобы доползти до договора СНВ, который теперь Москва беззаботно швыряет под стол. Президент Барак Обама своей наивной политикой по отношению к Москве навредил интересам США, поставил под угрозу американскую безопасность, просто недооценил старую добрую Россию – грубо говоря, вот эти слова республиканский противник Обамы в предвыборной кампании будет повторять снова и снова.
Обама в ответ мог бы сказать, что до его прихода отношения США и России были настолько скудными, что попытка их улучшить была логичным и единственно возможным путем. Он также мог бы обратить внимание на то, что, отказавшись от щита Буша, он никого не предавал, ведь страны, которым это было важно в их внутренней политике, получили свое место и в новой системе противоракетной обороны. А там, где эта тема расколола политическую сцену и общественность (Чехия), сторонники радара уже раз и навсегда почувствовали себя обманутыми. А по поводу СНВ Обама мог бы добавить, что благодаря подписанию договора, по меньшей мере, был восстановлен взаимный контроль США и России ядерного арсенала и что всегда лучше знать, что есть у второй стороны, чем сложным образом выяснять это через спецслужбы.
Вопрос, конечно, в том, насколько такие аргументы могут помочь Обаме. Давайте не будем заблуждаться: как Белый дом в России, так и Кремль в Америке в душах немалой части избирателей все еще оставляет темный след, полный угроз. И в то же время существует множество причин, почему надо выбирать кандидата, который спасет от этих опасностей. Мороз «холодной» войны чувствует немалая часть политиков и их избирателей как в России, так и в США. Этот холод все еще крепко сидит под кожей. И если Медведев, или, скорее, уже его вероятный последователь Владимир Путин с января 2013 года в Белом доме предпочитает иметь дело с республиканцем, тогда они действительно делают «все от них зависящее», чтобы это произошло.