The Globe And Mail: Одержимым шпиономанией русским не понравился шпионский скандал в Канаде
Российские средства массовой информации практически никак не отреагировали на появившиеся на этой неделе сообщения канадских СМИ о выдворении из Канады за шпионаж четверых российских дипломатов, работавших в аппарате военного атташе. Прошло два дня с появления первых канадских сообщений о высылке российских дипломатов, но ни одна российская газета, ни одно информационное агентство не упомянуло об этом эпизоде. Появилось лишь незаметное официальное сообщение о том, что дипломаты в любом случае должны были вернуться домой в связи с окончанием командировки. Есть ли в России негативное отношение к человеку, шпионящему на свою родину? Нет, абсолютно нет. «В России все полностью согласны с тем, что наши дипломаты могут шпионить где угодно и когда угодно, поскольку это служит интересам страны», - сказал Макаркин.
Canada.com: Канада с Россией ведут облегченную версию холодной войны
Директор Института европейских и российских исследований при Карлтонском университете профессор Петр Дуткевич (Piotr Dutkiewicz) назвал отношение правительства Харпера к России устаревшим. «Канадское правительство так и не избавилось от менталитета холодной войны, - заявил он. – В результате мы получили облегченную версию холодной войны». Хотя официальные дипломатические отношения при правительстве Харпера продолжают развиваться, неофициально между странами воцарилось похолодание, мешающее укреплению связей и развитию торговли, полагают эксперты. По их мнению, это в большой степени связано с провокационными и конфронтационными политическими сигналами, посылаемыми правительством Харпера, корни которых лежат в глубоком недоверии к России на уровне эмоций. Бывший посол Канады в России Кристофер Уэстдал (Christopher Westdal) считает, что для правительства Харпера характерна внутренняя «русофобия», напоминающая об американских неоконсерваторах из администрации Буша.
National Post: Владимир Путин поддерживает шпионаж в масштабах холодной войны
«Большая часть таких происшествий скрывается и никогда не придается огласке», говорит Уэсли Уорк (Wesley Wark), эксперт по безопасности университета Торонто. «Но общее мнение таково, что постсоветская Россия остается очень активной в иностранной разведке. В частности, администрация Путина, похоже, очень охотно инвестирует в иностранную разведку, что, в общем, не удивительно, учитывая его опыт в КГБ» (Путин — бывший шпион КГБ, служивший в Дрездене, Восточной Германии, в 1985-1990). Фактически масштабы российского шпионажа никогда не сокращались, несмотря на распад Советского Союза 20 лет назад. «Насколько можно утверждать, с концом холодной войны сеть разведки осталась нетронутой или даже была расширена», говорит профессор Уорк. «С упадком военной мощи россияне чувствуют, что им угрожают западные страны. Они считают, что очень уязвимы с точки зрения безопасности. Эти опасения растут. Они чувствуют себя мишенью Запада, и я думаю, в некоторых кругах бытует мнение, что Запад пытается использовать слабости России в своих целях».