Российский премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин увидел в стремлении западных стран не допустить ядерного вооружения Ирана попытку сменить режим в исламской республике, и заверил, что Россия будет действовать «независимо и не агрессивно».
В пятницу инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) еще раз повторили, что двухдневные переговоры с Ираном о спорной ядерной программе закончились безрезультатно: иранские власти не развеяли сомнений инспекторов в мирном характере программы и отказались предоставить западным представителям доступ на военный объект в Парчине.
В Иране, по данным экспертов МАГАТЭ, уже получено более 100 килограммов урана, обогащенного до 20%: для производства ядерного заряда необходим уран со степенью обогащения около 90%.
«У агентства сохраняются серьезные опасения по поводу возможной военной направленности иранской ядерной программы», - цитирует Рейтер доклад МАГАТЭ.
Посланник Ирана в МАГАТЭ сказал по итогам переговоров, что Иран намерен и дальше сотрудничать с агентством.
«Наша позиция состоит в том, что мы собираемся продолжить переговоры о сотрудничестве с агентством и мы надеемся, что этот процесс будет идти успешно, - цитирует агентство Рейтер Асгара Солтаниеха. - Нам нужна тихая обстановка, спокойная обстановка, чтобы продолжать нашу профессиональную работу с агентством».
Независимая позиция
Путин, выступая на встрече в Сарове, посвященной вопросам национальной безопасности, сказал, что согласен с мнением, что Запад под видом борьбы с распространением оружия массового уничтожения пытается сменить режим в Иране.
«Я тоже так считаю, что под видом борьбы за недопущение распространения оружия массового уничтожения за счет нового возможного члена ядерного клуба - за счет Ирана - предпринимаются попытки другого характера, цели ставятся другие - сменить режим», - сказал Путин.
Путин заверил собравшихся, что Россия не заинтересована в появлении новой ядерной державы, но будет отстаивать свою «независимую, самостоятельную позицию», приведя в пример сотрудничество Ирана и России при строительстве иранской АЭС в Бушере.
«И мы занимаем в значительной степени позицию, отличную от той, которую нам пытаются предъявить в качестве генерального пути развития иранской проблемы. Что касается самостоятельности нашей позиции, то она проявилась, в частности, в том, что мы довели до логического конца нашу работу по Бушеру, несмотря ни на какие давления со стороны. Мы это сделали и намерены и дальше работать в таком же плане, так же независимо», - сказал Путин.
Западные страны опасаются, что обогащаемый Ираном уран потенциально может быть использован для создания ядерной боеголовки.
Иран настаивает на мирном характере программы, говоря, что обогащает уран только для обеспечения работы электростанции.
«В чем-то наши позиции совпадают: мы не заинтересованы в том, чтобы Иран стал ядерной державой. Мы будем действовать кооперабельно с нашими партнерами на международной арене. Нужно всегда чувствовать, кто разделяет наши позиции и на каждом отрезке, по каждой проблеме искать и находить союзников», - сказал Путин.
Иран приступил к самостоятельному обогащению урана после того, как в январе прошлого года переговоры в формате «шестерки» с США, Великобританией, Францией, Германией, Россией и Китаем по поводу иранской ядерной программы зашли в тупик.
Правительство Исламской республики отказывается обсуждать свою программу обогащения урана, а западные страны считают, что без этого в переговорах смысла нет. Возобновления диалога пока не предвидится, несмотря на недавние попытки Турции стать посредником в этом вопросе.
В ноябре прошлого года МАГАТЭ обнародовало доклад, где говорилось, что Иран «проводил испытания, которые могли иметь отношение к разработке ядерного взрывного устройства».
После этого страны-члены ЕС усилили экономическое давление на Тегеран, санкционировав запрет на закупку иранской нефти. Соединенные Штаты и Евросоюз также инициировали односторонние санкции против иранских банков.