Текст представляет собой расшифровку телесюжета.
Как вы думаете, решится ли Путин применить полицейские силы во время очередных акций протестов?
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ, сын Михаила Ходорковского: Такая воможность всегда существует. Последние месяцы показали, что мирные демонстрации можно проводить. И я все же оптимист и верю, что дело не дойдет до насилия.
А Михаил Ходорковский хотел бы стать президентом России?
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Разумеется, нет. Его приоритет сейчас - благотворительная деятельность. Его главная задача - проведение реформы образования и построение гражданского общества. Я считаю, что нашей стране по-прежнему не хватает базовых элементов демократического государства там, где именно государство отвечает за порядок: сфера образования, правоохранительная система, свобода СМИ, или свобода слова. Работа отца сейчас сконцентрирована, прежде всего, на развитии системы образования и подлинного гражданского общества. Это его приоритеты.
А судебный процесс над Ходорковским изменит Россию?
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Конечно. Этот суд уже начал менять Россию. Вы сами видите: за последнее время прошло множество акций протеста, которые показали, что гражданское общество начало развиваться. Я думаю, что это продолжится и тендеция усилится. И назад дороги уже нет. Будут расти и темпы этого процесса. Надо подчеркнуть, что мы постоянно говорим о фундаментальных вопросах: право на собрания, свобода слова и право на свободное выражение мнений. Это все основы существования демократического государства. Я очень рад, что в России этот процесс начался.
Но на это потребуется время. Есть ли у России это время?
Читайте также: Медведев распорядился о пересмотре дела Ходорковского
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Да, необходимо время. И оно уже идет. В этом году исполняется пять лет, как в России начало пробуждаться гражданское общество. Перемены требуют времени. Но перемены наступают, и это будет происходить все быстрее, еще быстрее, чем в предыдущие десятилетия. Убежден, что у Владимира Путина следующие 6 лет выдадутся нелегкими, он начнет проводить долгосрочные реформы, и они будут реализованы до 2017 года.
Есть ли угроза того, что Путин и богатейшие россияне попытаются затормозить эти перемены?
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Считаю, что нынешние олигархи особенно заинтересованы в том, чтобы закон в России соблюдался лучше, как и обычные граждане. Поясню. Крупный бизнес ищет возможности защитить собственность и понимает, что сейчас в России человек не защищен, посколько Россия не является правовым государством. Поэтому в интересах олигархов развивать законность в стране. И многие поняли, что для защиты их интересов также необходимо изменение законодательства и построение подлинного правового государства.
Когда вы последний раз общались с отцом?
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Собственно, я готовлюсь сейчас к разговору с отцом. Мы общаемся по выходым и не больше пяти минут. Я рад этому, потому что раньше мы могли только переписываться. Отец остается большим оптимистом. Он видит, какие перемены происходят в России, это перемены, которых он ждал столько лет. Он видит, что российское общество пробуждается. Но мой отец сосредоточен на работе, он много работает.
Значит, его мечты сбываются?
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Да, его мечта исполняется, и даже скорее, чем мы думали.
Спасибо большое за эту беседу.
Перевод выполнен ИноТВ.