Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Картины из российских частных коллекций выставлены в музее

© РИА Новости Ирина СаминскаяКартина Уильяма Блэйка "Человек-бабочка" из коллекции банка UniCredit
Картина Уильяма Блэйка Человек-бабочка из коллекции банка UniCredit
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Утверждение о том, что в коммунистической России было невозможно заниматься коллекционированием, это миф, считает частный коллекционер Валерий Дудаков. «Картины можно было скупать тоннами», - рассказывает он. Небольшая часть коллекции г-на Дудакова будет выставлена 26 августа в Московском музее личных коллекций наряду с предметами искусства, принадлежащими еще 24 российским коллекционерам.

МОСКВА — В самый разгар холодной войны, когда дефицит и очереди были обычным делом, Валерий Дудаков обычно прогуливался по Арбату, недалеко от Кремля, в поисках скрытых от глаз сокровищ. Шел 1970 год – более века спустя после того, как на Арбате жил и творил Пушкин, и за 20 лет до того, когда музыканты и ученые, забыв обо всем прочем, размышляли над судьбами перестройки. Г-н Дудаков нырнул в обветшалый антикварный магазинчик и, не веря своим глазам, обнаружил сокровище: небольшое полотно «Прогулка», написанное пастелью русским авангардистом Михаилом Ларионовым. 

 

«За него я заплатил что-то около восьми рублей, -  рассказывал он, – что по тем временам равнялось двум бутылкам водки». Сегодня картина может стоить от 2 до 3 миллионов рублей, однако г-н Дудаков сохранил это произведение, как и многие другие, в том числе и полотно «Аптека в Витебске» Марка Шагала, которую, по его словам, он тоже случайно отрыл в арбатском антикварном магазине в 1978 г. 

 

По словам г-на Дудакова, такие счастливые случайности происходили в советской России довольно часто, несмотря на то, что правительство запретило приобретать имущество в собственность и отменило частную собственность на бесценные произведения искусства, при этом большинство частных коллекций были национализированы. 

 

Небольшая часть коллекции г-на Дудакова, которая включает более 500 произведений и главным образом состоит из произведений авангарда 20 века и современного искусства, будет выставлена 26 августа в Московском музее личных коллекций наряду с предметами искусства, принадлежащими еще 24 российским коллекционерам. Владельцы живописных полотен представляют два направления деятельности коллекционеров: одни собиратели, подобно г-ну Дудакову, начали коллекционировать в советское время, другие же – это предприимчивые коллекционеры-дилеры, которые собрали свои ценные художественные подборки за последние 20 лет. 

 

Утверждение о том, что в коммунистической России было невозможно заниматься коллекционированием, это миф – так считает г-н Дудаков, который родился в 1945 году, изучал искусство, но большую часть своей жизни проработал на Апрелевском заводе грампластинок «Мелодия», оформляя конверты. 

 

«Нас было немного, - рассказывает он. - Может, аукционов или спекуляции и не было, но положить начало коллекции было вполне возможно. Что я и сделал». Он вспоминает те времена как золотой век коллекционирования произведений русского искусства, когда можно было побродить по уютным арбатским антикварным комиссионкам и напасть на шедевр. «Картины можно было скупать тоннами», - рассказывает он.

 

Коллекционеры, представившие картины для выставки – профессионалы в различных областях. Некоторые заняты в сфере искусства, один – математик. Другие – видные бизнесмены и известные государственный деятель, среди которых – Петр Авен, председатель Совета директоров банковской группы «Альфа-Банк» и Александр Авдеев, министр культуры России.  

 

Центральным событием выставки является принадлежащая господину Авену коллекция произведений русской живописи начала XX в. 30 из его картин, в том числе два полотна работы Василия Кандинского, вывешены в просторном зале на первом этаже галереи. Ему принадлежит самая большая в России частная коллекция художественных произведений.  

 

Выставленные картины относятся к различным жанрам. Преобладает  русский авангард начала XX века, однако на выставке представлена коллекция русских икон периода начала XV – начала XX веков, принадлежащая предпринимателю и меценату Виктору Бондаренко, а также принадлежащая директору туристической фирмы Максиму Кочерову коллекция западноевропейских мастеров, в которой есть и полотно Лукаса Кранаха Старшего.  

 

«Нам хотелось, чтобы живописные полотна были высокого качества, - говорит директор Музея Наталия Автономова. - И, как оказалось, большинство из картин к тому же не известны публике». 

 

Музей личных коллекций был открыт в 1985 г. на базе Музея изобразительного искусства им. Пушкина, после того, как правительство одобрило создание специального отдела для личных коллекций. Через два года ведущий российский коллекционер Илья Зильберштейн, искусствовед и литературовед, передал в дар Пушкинскому музею свою коллекцию из более 2 тысяч произведений искусства.

 

Позднее коллекцию перенесли в прилегающее здание, а музей открыли в 1994 году. В 2005 году коллекцию перевели в специально реконструированное здание, не входящее в комплекс зданий Пушкинского музея. 

 

По словам Сандры Недвецкой (Sandra Nedvetskaia), искусствоведа из Цюриха, которая курирует самых значительных русскоязычных клиентов на аукционе Christie’s, последние несколько лет были примечательными для российских коллекционеров.  

 

Начиная с 2005 года, предлагаемые цены и уровень продаж выросли в четыре раза. И это значительная сила в российском коллекционировании, которая составляет от 15 до 20% покупателей, участвующих в современных художественных аукционах». Как сказала Недвецкая, среди 2 тысяч ведущих покупателей мира россияне прочно удерживают свои позиции в первой сотне, причем финансовый кризис на них отразился меньше, чем на американских или европейских коллекционерах.   

 

«В 2009 году наблюдалось снижение уровня покупок, - добавила она, - но уже в следующем году большинство коллекционеров вернулись, продемонстрировав высокую активность». 

 

Среди коллекционеров новой волны – 35-летний Сергей Постаницкий, историк и реставратор, который интересуется, главным образом, батальной живописью конца XIX - начала XX вв., а также русским авангардом и работами представителей движения «Голубая роза». Он начал собирать картины, как он говорит, «в основном, дешевые полотна» в 1995 году и, подобно Дудакову, многие картины находил в московских антикварных магазинах и на рынках. По его словам, он понятия не имеет, сколько картин в его коллекции. 

 

«Начиная с 1998 года стало труднее из-за роста цен», - сказал он, говоря о датах финансового кризиса в России. Но, как утверждает Сергей, коммерческая сторона всего этого его не интересует. 

 

По мнению Недвецкой, российские коллекционеры действуют не избирательно, и в обычной коллекции может оказаться все, что угодно – драгоценности, серебро и произведения современного искусства. Популярностью пользуются работы русских и западных мастеров. В 2008 году на аукционе Sotheby’s картина Малевича была продана за 60 миллионов долларов –рекордную цену для произведения русского искусства. В 2007 году покупатель из России приобрел яйцо Фаберже, подняв цену до 18 миллионов долларов. 

 

«Российским коллекционерам свойственны высокие амбиции, - комментирует Недвецкая, - им нравится видеть, как в России возрождается частное коллекционирование, более того, государство оказывает им поддержку». Она провела связь между этой тенденцией и традицией на западе называть учреждения в честь частных коллекционеров, например, сеть музеев Гуггенхайма.    

 

Как признался г-н Дудаков, он мечтает, чтобы для размещения его коллекции был создан «Музей XX века».

 

Другой коллекционер, участвующий в выставке, Инна Баженова – 43-летняя математик, которая работает в сети газодобывающих компаний, а недавно стала издателем русской версии газеты The Art Newspaper Russia. По ее словам, ей очень хотелось иметь собственную галерею. Однако то, что она вкладывает в свою коллекцию, гораздо менее важно, чем то, что она называет своим «интеллектуальным музеем, который создан в ее воображении».  

 

«Для меня это очень личное», - говорит она, прогуливаясь около принадлежащих ей 11 полотен, представленных на выставке, среди которых – «Маяк в Онфлере» работы Жоржа Сера. Она начала собирать картины около пяти лет тому назад и не отдавала предпочтения никакому из жанров или мастеров. «Однако, - добавила она, - я хотела бы приобрести картину Караваджо».