Сразу после того, как президент Владимир Путин вновь утвердил в должности министра обороны России Анатолия Сердюкова, добавилось таинственности в существующих планах по трансформации кадров сержантского состава, реформированию офицерского корпуса и набору контрактников для службы в вооруженных силах. Критический недостаток в системе планирования российского Министерства обороны относится к отсутствию увязки в этих усилиях, а также к непониманию того, что преобразование одного элемента кадровой системы требует системного реформирования других ее составляющих. А что касается общей штатной численности российской армии в один миллион человек, то недавно высокопоставленные руководители подтвердили, что реальная цифра существенно ниже («Ведомости», 9 июня).
Последним ударом по амбициозной реформе, направленной на предотвращение деградации кадров сержантского состава и на введение новых сержантских должностей в оргштатную структуру, стало решение вернуть ряд сержантских должностей в разряд офицерских. Недавно начальник Главного управления кадров Министерства обороны Виктор Горемыкин заявил, что 7500 должностей сержантов-контрактников будут переведены в офицерский штат. Однако связанные с данной инициативой цифры очень сильно разнятся. Сначала говорили о 5000 должностей, теперь говорят уже об 11 тысячах должностей, на которые станут назначать лейтенантов, выпускающихся из военных вузов летом нынешнего года. В 2009 году на начальном этапе реформы нацелились на сокращение раздутого офицерского корпуса. Планы и различные заявления свидетельствовали о том, что взамен этого будут постепенно увеличивать численность сержантов. В то время потребность в молодых лейтенантах заметно снизилась. После краткого моратория на набор молодежи в высшие военные учебные заведения спрос на лейтенантов увеличился, так как надо было заполнять бреши в сержантских кадрах (Российская газета, 30 мая).
По словам Юрия Гаврилова, который пишет в государственной «Российской газете», перевод нескольких тысяч офицерских должностей в ранг сержантских негативно отразился на способности подразделений воевать. Так, офицеров убрали с технических должностей, которые определяют боевую готовность российских вооруженных сил (техник роты или специалист службы горюче-смазочных материалов). Им на смену не пришли должным образом подготовленные сержанты. Груз проблем, с которым столкнулось Министерство обороны, реформируя сержантский состав, оказался не по силам его системе планирования. Как ни крути, но неожиданное решение вернуть некоторым армейским должностям прежний офицерский статус выглядит вполне резонным, особенно с учетом того, что это влияло на боеготовность частей и подразделений сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Российское Министерство обороны признало, что оно просто не в силах набрать и подготовить достаточное количество сержантов. Так, в ВВС офицерский статус в оргштатной структуре снова обретут более 2 тысяч сержантских постов, в том числе, должности командиров подразделений аэродромного обеспечения (Российская газета, 30 мая).
В своей критической статье в газете «Взгляд» Николай Гурьянов проанализировал последние решения об отходе от реформ и пришел к выводу, что Генеральный штаб хочет вернуть в разряд офицерских те должности, что недавно были переведены в разряд сержантских. Это отражает мнение Генштаба о том, что сержанты на этих должностях просто не справляются со своими обязанностями, а это ведет к снижению уровня боевой готовности. В предвидении новой критики в адрес Министерства обороны и его кадрового управления, отказ от курса на расширение сержантских должностей стал предпочтительным вариантом. Один источник объяснил агентству «Интерфакс», что Генеральный штаб понял ошибочность решения от 2009 года о переводе в разряд сержантских первичных офицерских должностей в звене взвод-батальон, а также должностей специалистов в видах вооруженных сил и родах войск. Источник Интерфакса отмечает: «Дело дошло до того, что в бригадах российской армии в последние годы не могли поддерживать в боеготовности бронетанковую и автомобильную технику. Ведь на должностях техников рот, служб ГСМ находились не только сержанты-контрактники, но и сержанты срочной службы, которые не имели ни профильного технического образования, ни опыта работы с техникой». (Интерфакс, 23 мая).
Но некоторые критики реформы в своем анализе недостатков планирования Министерства обороны пошли еще дальше. Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков дал по этому поводу свои разъяснения: «Это лишнее подтверждение тому, что российское высшее военное руководство не имеет внятной стратегии развития вооруженных сил. И вообще, судя по всему, не вполне себе представляет, чем оно управляет» («Взгляд, 23 мая).
Далее Сивков отметил неразбериху в вопросах планирования, характерной чертой которой является отсутствие реальной политики в кадровых вопросах. Сначала Министерство обороны говорило о том, что нужно сократить число офицеров до 150000. Но затем военное руководство было вынуждено увеличить количество офицеров в вооруженных силах до 220000. За один год трижды менялся подход к комплектованию, к контрактной службе и к призыву, а также к соотношению контрактников и призывников в бригадах «нового образца». Далее Сивков заявляет: «Люди, которые занимаются этими вещами, не имеют не только внятной концепции развития вооруженных сил, они не имеют даже элементарного интеллекта». Он отмечает, что руководство Министерства обороны действует по принципу «давай попробуем, авось что-нибудь получится». («Взгляд, 23 мая).
Некоторые сообщения продолжают подтверждать популярность постоянных заявлений Министерства обороны об общей численности контрактников и призывников в один миллион человек. Но измененные планы оргштатной структуры, в которой к 2016 году будет 220000 офицерских должностей и 425000 должностей солдат-контрактников, также кажутся нереальными. Заместитель министра обороны Николай Панков недавно высказался резко против цифры министра в один миллион, заявив, что реальная численность личного состава «под ружьем» ближе к 800000 человек. Российские военные эксперты полагают, что долгосрочные тенденции будут в сторону сокращения численности личного состава с одновременным увеличением количества контрактников («Ведомости», 9 июня, НВО, 1 июня).
Сердюков и его советники несомненно изменили облик российских вооруженных сил за прошедшие четыре года, хотя из-за недостатков в планировании и отсутствия единодушия относительно решения ключевых проблем задача преобразования института сержантов кажется трудновыполнимой. Из-за неспособности призвать достаточное количество новобранцев и предложить достаточно высокие стандарты обучения частям и подразделениям приходится возвращаться к офицерским должностям. В равной мере реформа доказала свою фундаментальную несогласованность, поскольку в действиях Министерства обороны по планированию игнорируется необходимость осуществлять реформу пошагово, так, чтобы каждая ее составляющая была согласована с другими мерами обеспечения.