«Нам нужно подумать над созданием регионального самолета в России – либо самостоятельно, что, на мой взгляд, пока маловероятно, но может быть вы меня разубедите, я буду счастлив услышать иное мнение, – либо с кем-то из производителей мирового уровня», – заявил во вторник Дмитрий Медведев. Председатель правительства поручил рассмотрение этого проекта Министерству промышленности и торговли и Объединенной авиастроительной корпорации. Кроме того, Дмитрий Медведев пообещал региональным компаниям субсидии в приобретении самолетов вместимостью до 56 (для винтовых) и 72 (с реактивным двигателем) посадочных мест. Еще одно условие: срок службы этих машин не должен превышать десять лет. Он подчеркнул, что парк региональных компаний буквально забит старыми самолетами, и отметил, что хотя поддержка национальной промышленности и является важной задачей, приоритетом для него все же остается «жизнь людей».
Читайте также: Крушение самолета вызвало дискуссию о состоянии российской гражданской авиации
Ни слова о SupertJet 100
За все время своего долгого выступления на тему развития региональной авиации премьер-министр не сказал ни слова о том, что еще совсем недавно представляли как козырь российского авиастроения. Речь идет о региональном лайнере SuperJet 100 (на нем установлены двигатели Safran), который вышел на рынок только в прошлом году. Последние месяцы эту машину, которая должна была стать символом возрождения гражданского самолетостроения в России, преследовала целая серия неполадок и аварий, самой серьезной из которых стало падение во время показательного полета в мае этого года (погибли 45 человек). Во вторник, то есть в день выступления Дмитрия Медведева, заказавшая первый SuperJet 100 компания Armavia заявила, что хотела бы вернуть его производителю из-за технических проблем. Месяц назад это же предприятие отказалась от заказа второго самолета. В Аэрофлоте, парк которого насчитывает восемь SuperJet 100, также признают, что полеты половины из них регулярно приходится откладывать из-за технических неполадок, главной из которых является разгерметизация кабины во время полета.
Копеечная экономия
Эксперт по авиастроению Алексей Синицкий беспокоится, что российские власти могут поддаться моде на «ремоторизацию» старых самолетов (например, Ан-2 или Як-40), как это было сделано с A320 NEO и Boeing 737MAX. Такая идея кажется ему тем более неуместной, что в конце катастрофического для России 2011 года (она установила мировой рекорд по числу погибших в авиакатастрофах) Дмитрий Медведев потребовал убрать с рынка старые советские машины, такие как Ту-134 и Ан-24. «Ан-2 и Як-40 едва ли сильно новее», - отмечает эксперт, который сомневается в целесообразности этой копеечной экономии.