Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российская связь Сирии

Режим пытается обойти санкции, используя иностранные банки при продаже нефти.

© коллаж ИноСМИРоссия и Сирия
Россия и Сирия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Находящийся в осаде сирийский режим подготовил планы по использованию российских банков в рамках своих экстренных попыток уклониться от американских и европейских санкций в нефтяных и финансовых сделках. Об этом говорится в сирийских правительственных документах и в переписке, которую удалось посмотреть редакции Wall Street Journal.

Находящийся в осаде сирийский режим подготовил планы по использованию российских банков в рамках своих экстренных попыток уклониться от американских и европейских санкций в нефтяных и финансовых сделках. Об этом говорится в сирийских правительственных документах и в переписке, которую удалось посмотреть редакции Wall Street Journal.

Документы дают возможность изнутри взглянуть на то, как сокращающаяся группа верных сторонников режима пытается поддержать правительство Башара аль-Асада. За последние несколько недель высокопоставленные сирийские руководители провели целую серию заседаний, обсуждая вопрос о том, каким образом осуществлять коммерческие операции после того, как их отрезали от большинства западных банков и от торговли с Западом.

В документах, охватывающих период с марта по начало июля, также подчеркиваются трудности, с которыми сталкиваются западные страны в своих попытках сохранить всесторонние санкции против Сирии в условиях, когда Дамаск поддерживает крепкие дипломатические связи с Москвой. В начале августа Россия приняла у себя делегацию высокопоставленных руководителей сирийской экономики, в том числе - министров нефти и финансов, чтобы обсудить возможность  предоставления государственных займов и заключения долгосрочных нефтяных сделок. Об этом на пресс-конференции заявил заместитель премьер-министра Сирии Кадри Джамиль (Qadri Jamil).

Читайте также: Три сценария катастрофы ждут своего часа в Сирии


Введенные в прошлом году и ужесточенные этой весной санкции нацелены на нефтяной и финансовый секторы сирийской экономики. Односторонние действия координируются западными и ближневосточными государствами, объединившимися против Сирии, однако они не являются юридически обязательными для российских и прочих компаний, не работающих в США и Европе. Россия и Китай использовали свое право вето в Совете Безопасности ООН для того, чтобы заблокировать международные санкции.

Среди документов, с которыми удалось ознакомиться редакции Wall Street Journal, похоже, есть подлинная переписка между руководителями сирийского правительства и некоторыми иностранными компаниями. В интервью Wall Street Journal некоторые из участников этой переписки подтвердили ее детали. Никто из лиц, к которым обратилась редакция газеты, не поставил под сомнение подлинность описываемых в данной статье документов, хотя некоторые из них отрицали, что занимаются бизнесом с сирийскими компаниями и организациями.

Сирия не является нефтедобывающей страной мирового значения. Те 360 тысяч баррелей в день, которые она выкачивает, составляют менее 1% от добываемого ежедневно общемирового количества нефти. Однако продажа нефти остается одним из немногих источников поступления иностранной валюты для президента Сирии Асада.

Также по теме: Сирия пользуется особым расположением России


Примерно 150 тысяч баррелей в день у Сирии остается для экспортных поставок после удовлетворения своих внутренних потребностей. Их стоимость по нынешним ценам составляет около 380 миллионов долларов в месяц. Это основная причина, по которой США и Евросоюз нацелили острие своих санкций на сирийские государственные нефтяные компании, Центральный банк Сирии и ее финансовый сектор. Санкции изолировали Сирию от ее традиционных покупателей в Европе, среди которых - Италия, Германия и Испания.

Прошлым летом Сирия заявляла, что ее валютные резервы составляют около 17 миллиардов долларов. По мнению некоторых западных дипломатов, к настоящему времени эта цифра сократилась на одну треть или даже наполовину.

США наложили санкции на Центральный банк и нефтяной сектор Сирии в августе 2011 года. Евросоюз ввел ограниченные санкции в отношении нефтяного сектора Сирии в сентябре прошлого года, а в марте текущего года ужесточил их. ЕС и Великобритания в феврале ввели санкции против Центрального банка Сирии.



Российское государство уже давно выступает против международных санкций в целом и в отношении Сирии, заявляя о том, что санкции мешают достижению политического урегулирования. Дипломаты в Организации Объединенных Наций говорят, что жесткая позиция Москвы удерживает другие страны от начала дебатов о введении санкций против нефтяного и банковского секторов Сирии. Российские компании в правовом плане не обязаны соблюдать санкции США и ЕС в отношении Сирии, однако их коммерческие связи с Сирией могут серьезно затруднить решение других вопросов.

Читайте также: США и Европе не нужно вмешательство в Сирии

Сирийский план по обходу санкций Запада появился этим летом в ходе серии встреч четырех высокопоставленных руководителей — управляющего Центробанка Сирии, министров нефти и финансов, и главы государственной компании по торговле нефтью. Об этом свидетельствует попавший в руки Wall Street Journal документ.

После одной такой встречи, прошедшей 1 июля, эти четыре руководителя составили  письмо на имя тогдашнего премьер-министра Рияда Хиджаба (Riad Hijab), в котором отметили, что международные санкции ограничили их возможности получать средства «через обычные каналы и привычные банковские» процедуры. Копия этого письма попала в распоряжение Wall Street Journal. Она была включена в переписку между сирийским Центробанком и трейдинговой нефтяной компанией Sytrol, глава которой стал одним из авторов данного письма. Неизвестно, получил ли премьер-министр это письмо, поскольку  он бежал из страны 6 августа.

В письме говорится, что несмотря на санкции, Сирии удалось заключить в этом году 11 контрактов на поставку нефти. Кроме того, как говорится в письме, Sytrol договорилась об импорте половины необходимого Сирии ежегодно дизельного топлива, поскольку сама она его не производит, но нуждается в нем для военных и промышленных целей.

В этом письме высокопоставленные чиновники рекомендуют внести поправки в сирийское законодательство, позволяющие им создавать оффшорные компании и осуществлять через них торговые операции, дабы свести к минимуму последствия санкций.

Также по теме: Сирия - США ведут себя лицемерно

«В России и Малайзии создаются оффшорные компании, в России в евро и русских рублях открываются банковские счета, и все может быть готово к четвергу 5 июля 2012 года. …Тогда мы сможем спокойно оплачивать импорт и получать деньги за поставки нефти, поскольку все заинтересованные стороны предпримут все необходимые меры для обеспечения конфиденциальности операций, чтобы не дать возможности Европейскому Союзу и США отслеживать работу этих компаний и включать их в список санкций», - говорится в письме.

Из документов, с которыми ознакомилась Wall Street Journal, не ясно, были ли изложенные в письме меры реализованы. В этом письме на имя  премьер-министра не было никаких названий оффшорных компаний и российских банков.

Другие документы, просмотренные редакцией газеты, указывают на то, что еще в июне сирийские государственные организации, включенные США и ЕС в списки для введения санкций, рассматривали возможность коммерческих сделок с участием российских банков.

Эти документы дают основания полагать, что Сирия рассчитывала заниматься бизнесом с Газпромбанком, являющимся кредитным подразделением российской газовой монополии.

В образце контракта, отправленного в феврале компанией Sytrol потенциальным покупателям сирийской нефти (уже после введения США и ЕС некоторых санкций), в качестве финансового института, через который можно проводить платежи, был указан Газпромбанк. Об этом свидетельствуют документы, с которыми ознакомилась Wall Street Journal. Это указывает на то, что Сирия намеревалась проводить валютные платежи за нефть через данный банк. Неизвестно, проводил ли Газпромбанк такие платежи или нет, и какие компании участвуют в тех 11 контрактах, которые, согласно письму сирийских чиновников, были подписаны в этом году.

Читайте также: Выбор из двух зол в Сирии

В другом документе отмечается, что в марте этого года представители руководства сирийского Центробанка посетили Москву и встретились с представителями Газпромбанка, в частности, в целях укрепления деловых связей, включая обмен информацией для упрощения электронных банковских переводов.

Газпромбанк не ответил на вопрос Wall Street Journal о подлинности документов, в которых упоминается название банка. В его ответе отмечено, что банк имел «корреспондентские банковские отношения» с Центробанком Сирии до введения санкций США и ЕС, однако «он больше не занимается бизнесом (включая международные расчеты) с Центральным банком Сирии и другими сирийскими финансовыми институтами».



Июньская переписка между Sytrol и небольшим нефтяным трейдером в Дубаи указывала на московский Новикомбанк как на банк, предложенный Sytrol, через который дубайский трейдер должен был перечислять деньги сирийскому правительству. В письме торговой фирмы Intertrade на имя руководителя Sytrol от 21 июня изложены оправдания за задержки с заключением нефтяного контракта по причинам, которые автор письма называет «вашими банковскими проблемами». Из письма не ясно, были ли заключены какие-то контракты.

В телефонном интервью глава Intertrade, чье имя указано в письме, опроверг наличие  каких-либо коммерческих отношений с Сирией. Когда  ему показали переписку, попавшую в руки Wall Street Journal, он в письменном виде ответил: «Мы лишь готовили почву для будущих коммерческих отношений, когда это будет законно и осуществимо».

Также по теме: Премьер-министр Сирии бежал из страны

Новикомбанк, председатель которого является бывшим сотрудником советских спецслужб и коллегой президента Владимира Путина, в своем заявлении отметил, что банк не имеет деловых отношений с сирийскими организациями и учреждениями. Его представитель заявил, что банк не комментирует «слухи», и отказался отвечать на другие вопросы о клиентах банка, сославшись на российские законы о банковской тайне.

В других документах Sytrol и сирийского правительства описываются усилия по поиску покупателей излишков нефти.

В переписке с некоторыми потенциальными клиентами руководители Sytrol соглашаются на скидку при продаже сирийской нефти в размере 10-15 долларов за баррель по сравнению со средней ценой марки Brent и дубайской нефти, по которым иногда устанавливаются ценовые ориентиры на ближневосточную нефть.

Одна из логистических проблем, возникших из-за санкций, заключалась в том, как доставлять нефть покупателям. Документы, с которыми ознакомилась газета, показывают, что российские покупатели сирийской нефти планировали закачивать эту нефть в танкеры, взятые в лизинг в Сингапуре, а также в российские танкеры, базирующиеся на Черном море. Переписка между потенциальными российскими покупателями и Sytrol указывает на то, что для страхования таких поставок покупатели планировали использовать российские страховые компании.

Другие документы показывают, что руководители нефтяного сектора Сирии нашли поставщиков дизельного топлива. Согласно тексту контракта, попавшего в руки журналистов Wall Street Journal, Sytrol договорилась о покупке 200000 тонн дизельного топлива в месяц на протяжении года у ангольской государственной нефтяной корпорации Sonangol по цене 855 долларов за тонну.

Читайте также: Сирия - без американцев вмешательство на «ливийский» манер невозможно

После того, как посол Сирии в Южной Африке обратился к фирме Avon Oil Trading, эта южноафриканская компания провела переговоры по данной сделке от имени Sytrol. Об этом сообщила генеральный директор Avon Мэй Кифер (May Kiefer), которая сказала, что и прежде пыталась вести бизнес с Сирией, но безуспешно.

«В начале года они вернулись к нам и сказали: «Смотрите, если вам интересно, имеется определенная возможность». Конечно же, нам это было интересно», - сказала Кифер.

Южноафриканские чиновники заявили, что их правительство обычно придерживается нейтралитета в вопросе санкций против Сирии. В июле ЮАР, которая в настоящее время на ротационной основе занимает место в Совете Безопасности ООН, вместе с Пакистаном воздержалась от голосования, которое могло создать условия для международного военного вмешательства. Россия и Китай наложили вето на эту меру.

Ангольская государственная нефтяная компания Sonangol не ответила на письменную просьбу дать свои комментарии. По словам Кифер, когда она вела переговоры о заключении сделки, руководители ангольской компании говорили, что им известно о западных санкциях против Сирии, однако они считают, что их компания и правительство не обязаны подчиняться этим санкциям.

Госпожа Кифер подтвердила условия контракта, изложенные в документе, с которым ознакомилась редакция Wall Street Journal. В контракте говорится, что ее компания будет получать комиссию в размере 1 миллиона долларов в месяц за поставки дизельного топлива Sonangol.

Свой материал для статьи предоставили Джеймс Марсон (James Marson), Патрик Макгрорти (Patrick McGroarty) и Джо Лория (Joe Lauria).