Госдума рассмотрит законопроект о повышении трудового возраста для чиновников, занимающих руководящие должности. Изменения в действующее законодательство инициировал президент России Владимир Путин. В случае утверждения законопроекта, они смогут оставаться на службе до 70-ти лет.
Согласно действующему законодательству, возрастной предел пребывания на государственной гражданской службе чиновников категории «А», занимающих высокие посты, - 60 лет. Этот предел в 2010 году установил экс-президент Дмитрий Медведев в рамках курса на «омоложение бюрократии». В особых случаях, по желанию работодателя и с согласия чиновника, продлевать срок службы все же можно - до 65-ти, а советники и помощники могут оставаться на посту до окончания срока полномочий.
Владимир Путин намерен снять эти ограничения и продлить срок гражданской службы руководителей до 70 лет - «в целях сохранения высококвалифицированного руководящего кадрового состава», как говорится в пояснительном документе к законопроекту.
Политолог Евгений Минченко считает, что эта инициатива создает ненужное напряжение внутри элиты, а Владимир Путин не желает обновлять команду, в которой многим уже за 60:
- Ему комфортно работать с теми, с кем он привык. У Владимира Владимировича достаточно консервативный стиль руководства. В Кремле не ожидали медийного резонанса, думали, что это пройдет тихо. Ситуация, когда до последнего сидят те, кто пришли вместе с Путиным, а на их место приходят их дети, создаст напряжение, потому что выпадает медведевское поколение 35+. Это будет увеличивать внутреннее недовольство в элите, которое может выплеснуться, если начнется эскалация общего политического и социального напряжения.
Другие эксперты, напротив, считают, что Владимир Путин пытается остановить раскол внутри элит, вызванный тем, что Дмитрий Медведев сократил срок госслужбы чиновников до 60 лет. Тогда на места уволенных чиновников стали приходить молодые политики, что не могло не вызвать неудовольствие у части политического класса. Так считает профессор социологии, специалист по исследованию российской элиты Ольга Крыштановская:
- Тут есть внешняя причина, на которую обращают внимание все: никто не молодеет, и команда Путина в том числе. Это связано просто со старением его команды. Но это не все.
Действия Медведева, связанные с омоложением элиты, вызвали начало процесса фрагментации. Кадровый резерв стал давить на взрослую часть политического класса. Его средний возраст в настоящее время - 55 лет. Люди от 50 до 65-ти составляют костяк политической элиты. Омоложение было резким. За первые два года смена губернаторов вызвало омоложение аж на 14 лет сразу. Все это вызвало напряжение. У молодой части - надежды, которые не оправдывались в большинстве случаев. Они делали ставку на Медведева в надежде, что их карьера пойдет быстрее при его президентстве. С другой стороны было большинство политического класса, которое восприняло эти инициативы с большим раздражением.
При этом в подавляющем большинстве стран во все периоды их существования управляли именно советы старейшин, люди, которые достигли опыта и жизненной мудрости. Нет стран, где государством управляла бы молодежь. Но постепенно группа, которую привел Путин, состарилась. Эта проблема существует.
Кроме того, в стране назревает революционная ситуация. Вполне возможно, что уже осенью начнутся процессы дестабилизации. Перед Путиным стоит дилемма. Если он лишается поддержки политического класса, то ему не на кого будет опираться. Кризис легитимности, связанный с выборами, как раз и вызвал этот политический кризис. Путин делает явный шаг навстречу политическому классу. Он показывает, что он является его защитником. Именно это будет поворотным моментом. Возможно, консолидация элиты вновь восстановится. Процессы фрагментации внутри элиты при нашей политической системе очень опасны. Если общество бушует, и в элите начинаются процессы раскола, то революция просто неминуема. Президенту надо опираться или на народ, или на бюрократию.
- Таким образом, медведевский «курс на омоложение» останавливается?
- Сложность всегда заключается в темпах и объемах, циркуляция должна быть. Молодые кадры обязательно приходят. В самые геронтократические периоды советского общества они тоже были, учились у стариков. Но такие резкие периоды омоложения в недавней российской истории всегда заканчивались дестабилизацией. Это происходило при Горбачеве, когда он делал ставку на молодые силы в политическом классе и терял поддержку в целом у элиты. Для него это плачевно закончилось. Отчасти и в начале ельцинского периода эти процессы тоже были, Ельцин сумел их с большим трудом преодолеть, но тоже все закончилось октябрем 93-го.
Я думаю, что Путин действовал не только под влиянием мелкого «шкурного» интереса своих друзей. Там серьезно размышляют о том, как остановить процессы раскачивания лодки.
- Но, так или иначе, на высокие посты пришло немало молодых людей. Министр образования Дмитрий Ливанов, Аркадий Дворкович. Министру связи Николаю Никифорову вообще 30 лет…
- Конечно, когда человек молод, у него больше сил, желания учиться и постигать что-то новое. Но государственная служба - специфическая. Это метапрофессия. Здесь молодежь начинается с 40 лет. Политиками не становятся после вузов, для этого нужно достичь высот в своей первой профессии. Все схемы, которые действуют для других профессий, здесь не работают.