Искусство и политическая активность взаимосвязаны в сегодняшней России, а художественные группы являются наиболее яростными критиками правления Путина. Мы анализируем сложившуюся ситуацию по причине проведения в Барселоне выставки работ этих художников, а также судебного процесса над панк-группой Pussy Riot.
Радикальная антипутинская культура - это культура, которая борется за глобальные перемены и выступает за раскрепощение отдельных лиц в эту деполитизированную и технократическую эпоху.
Читайте также: Снова превращая панк в угрозу
Для независимых художников фундаментальной задачей искусства является разработка новых способов чувственного и критического восприятия мира, инструментов для видения и понимания мира и его противоречий. Первоначальным контекстом была Россия, но ею дело не ограничилось: и западные демократии, и система экономических, социальных и культурных отношений капиталистического мира не являются моделью. В этих условиях современное искусство предстает в виде политического активизма и придумывает новые творческие способы, обличающие идеологические искажения, в которых живут западные общества. Творческий процесс в форме активизма обязательно открыт для всех средств художественного выражения, он проходит с использованием всех видов культуры и является очень точным с точки зрения идеологии. Он защищает позиции как антиконституционые, когда речь заходит о подчинении популистской логике индустрии культуры, так и антирыночные; творческий процесс борется с приватизацией свободного пользования культурными ценностями, укрепляя свои позиции организационным и политическим эффектом, которым обладают новые инструменты и социальных сети.
Активизмом занимаются в основном группы. Коллектив «Что делать?» является международным эталоном. С момента своего образования в Санкт-Петербурге в 2003 году группа посвятила себя гражданскому активизму, соединяя политическую теорию и искусство. «Что делать?» (название одноименного романа Николая Чернышевского 1863 года, одного из программных текстов Ленина) состоит из художников и интеллектуалов, которые защищают свои политические идеи и выступают против либерального и консервативного общественного мнения, воскрешая из небытия почти исчезнувшую терминологию – «советы», «работа без отчуждения труда», «коммунизм». В группу, объединяющую представителей Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода, входят художники Ольга Егорова, Дмитрий Виленский, Николай Олейников, Наталья Першина и Кирилл Шувалов, философы Артем Магин, Оксана Тимофеева и Алексей Пензин, критики Давид Рифф и Александр Скидан.
Также по теме: Российский театр представляет пьесу Дарио ФУ «БерлусПутин»
Есть и другие крупные группы, - такие, как «Группа ПГ» (смысл аббревиатуры изменяется в зависимости от каждого проекта: от «Преступной группировки» и до других, более абсурдных), членами которой являются Илья Фальковский, Алексей Каталкин и Борис Спиридонос - пионеры постсоветского активизма, которые используют простой язык и любые средства коммуникации: видео, инсталляции, журналы, концерты и встречи - для высмеивания коррупции и фашизма. Группа «Поцелуй мою ба(бушку)», основанная в 2004 году новосибирским художником Артемом Лоскутовым, организует художественные хэппенинги в фоме публичных демонстраций с абсурдными лозунгами. И нельзя не упомянуть художника-граффитиста Пашу 183, творящего с конца девяностых годов и известного как «русский Бэнкси» из-за своей добровольной анонимности, а также проницательной критики некоторых из его творений.
Недавно в рамках особой программы IV Биеннале современного искусства куратор Татьяна Волкова (ЖИР Проект) представила в Москве экспозицию «Медиаудар», свидетельствующую о существовании по всей стране многочисленной армии подобных групп художников, музыкантов и творческих деятелей, - таких, как группа Affinity, Artbuzz, «Бомбилы», Factory of Found Clothes, «Цветафор», панк-группа Дмитрия Спирина «Тараканы», «Засада Цеткин», DSPA, группа ZIP из Краснодара, «Лаборатория поэтического акционизма» и многие другие.
На крайнем фланге анархического радикализма присутствует образцовая группа «Война» - партизаны-антипутинцы от искусства. Антисистемный коллектив ведет на улицах «боевые» действия (отсюда и характерное название) против мещанства, полиции и власти. Некоторые из его членов были арестованы и заключены в тюрьму, в отношении нескольких ведется расследование. Парадоксально, но «Война» получила престижную государственную премию «Инновация» за лучшее произведение визуального искусства 2010 года - несанкционированную акцию в Санкт-Петербурге, в ходе которой художники нарисовали гигантский пенис на мосту, который в разведенном положении выходил на окна здания ФСБ.
Читайте также: Панк-роковый авторитаризм
Правительство Путина принимает определенную долю критики, когда та исходит от искусства или культуры, но границы того, как далеко можно зайти в этом деле, нечетко обозначены, и творческая оппозиция каждый раз проверяет их на прочность, иной раз вступая на запретную территорию... как вы знаете, Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич, три участницы панк-группы Pussy Riot (студентки школы Родченко и Государственного университета), приговорены к двум годам тюремного заключения с исправительными работами после своего выступления 21 февраля в Храме Христа Спасителя в Москве. Две другие участницы группы бежали из России до своего ареста, но дело не завершилось. Pussy Riot осудили сговор между государством и Православной Церковью в тексте спетого им молебна «Богородица, Путина прогони!», который содержал такие строки, как «Патриарх Гундяй верит в Путина // Лучше бы в Бога, с**а, верил», а также другие, в которых участницы просят Деву Марию стать феминистской; все три девушки были немедленно арестованы по подозрению в совершении преступления из хулиганских побуждений, также подпадающего под статью 282 Уголовного кодекса. Сам Владимир Путин появился на телевидении, чтобы извиниться перед верующими за акт богохульства активисток, ясно давая понять, что этим делом занимаются на самом высшем государственном уровне. Группа была образована в 2011 году и, используя яркие балаклавы, провела похожие выступления в метро и в таких символических местах, как Лобное место на Красной площади. Как и Guerrilla Girls, Pussy Riot прячутся под масками, которые часто сравнивались с паранджой. С силой слабого пола они, кажется, хотят кричать от имени всех тех, у кого нет голоса.
Их помещение в тюрьму вызвало возмущение международной общественности, девушкам была выражена огромная поддержка от самых разных людей, но их случай также пролил свет на всю сложность ситуации в стране. Левые группы, считавшие девушек панками, без промедления осознали эффективность такой формы выражения своей точки зрения, а некоторые представители церкви утверждают, что девушки молились искренне из-за радикального несогласия с церковью, которая стала машиной по зарабатыванию денег и отдалилась от простых людей: гигантский Храм Христа Спасителя, построенный по образу и подобию храма, разрушенного Сталиным, и финансируемый «Кока-колой» и другими корпорациями по настоянию государства, является символом этой новой русской церкви.
Также по теме: Мариинский театр шокирует оперой-протетстом против Путина
Но в декабре прошлого года во время московских массовых акций протеста против фальсификации выборов радикальные художники, большинство из которых, конечно же, в акциях участвовали, стали очевидцами того, что они больше не воплощают собой авангард общества. Оно показало, что теперь само идет перед художниками, что оно само себя организовывало без их участия и без посредничества литературной интеллигенции, которая (как отдельная группа) присоединилась впоследствии к протестам.
Протестующие, сосредоточенные в последние месяцы в крупных городах России, скоординировались посредством социальных сетей, чтобы соединить в оппозиции, имевшей все шансы против Путина, весь идеологический спектр - от крайних правых до крайне левых. Как уже случалось в движениях «возмущенных» и «оккупирующих» или же во аремя протестов Арабской весны, эти толпы не представляют собой однородную или же организованную группу: они выступают сами за себя, выражают свое недовольство и требуют прозрачности и перемен. Получившее (со стороны специалистов) название «революция среднего класса», это явление сейчас таковым не является в связи с тем, что оно уже объединяет людей всех возрастов, в особенности молодых людей от 18 до 25 лет и людей старше 55 лет, с совершенно разной покупательской способностью; мысль о том, что эта революция была совершена только образованными и богатыми профессионалами средних лет, которые хотят завоевать свободу, кажется некоторым упрощением.
Антиправительственные протесты последних месяцев были обставлены как борьба за контроль над городом, за занятие общественных мест. Россия обладает вторым по величине количеством пользователей интернетом в Европе. В отсутствие других пространств интернет становится важным инструментом борьбы. Но сопротивление в России сейчас, и в ближайшие месяцы, все более опасно для оппозиции из любой области, будь то политической, активистской, культурной и особенно журналистской. Основные телевизионные каналы – «Россия 1», «Первый канал» и «НТВ» - контролируются государством и связанными с ним группами; только телеканал «Дождь» Натальи Синдеевой, бывший на волосок от закрытия, сообщал о протестах с определенной степенью объективности. Настоящим же местом получения информации стала русская блогосфера: Facebook, Twitter, Flickr, YouTube, Яндекс, русская социальная сеть «Вконтакте», Живой журнал (все российские художники-активисты ведут там свои блоги). Они произвели революцию в Кремле, и после шествия 6 мая и серьезных инцидентов с более 650 задержанными предпринимаются строгие меры по контролю.
Читайте также: Пожалеет ли Путин о том, что начал бороться с крутыми девушками российского панка?
Вскоре после того, как Путин заявил, что «общество, гарантируя части граждан права на выражение своего мнения, в том числе и с помощью уличных мероприятий, должно оградить других граждан, общество в целом, от радикализма», в июне закон, регулирующий публичные демонстрации, стал более строгим, существенно увеличив штрафы. Теперь практически любое собрание людей может быть объявлено опасным и незаконным.
Из небытия был возвращен закон, устанавливающий, что получающие иностранную помощь организации должны регулироваться строгими нормами, дающими им определение «иностранных агентов» (после декабрьских демонстраций Путин предупредил о поддержке беспорядков иностранными силами); и в довершении ко всему в шаге от принятия находится поправка к закону «Об информации», которая может серьезно повлиять на свободное распространение информации в интернете.
15 сентября объявлено днем всеобщего протеста по всей России. Представители культуры уже вовсю разрабатывают легальные художественные стратегии и готовы пойти на многие риски. Сопротивление в России будет делом все более опасным, и, согласно прогнозам большинства наблюдателей, долгим. Исходя из экономических реалий страны, многие считают, что Владимир Путин может остаться у власти с народной поддержкой до 2014 года. Ходят слухи о сделанных ему инъекциях ботокса, а после подтверждения его нового участия в выборах, у всех на устах была следующая примечательная шутка: «В ответ на обвинения в том, что в российской политике нет новых лиц, Владимир Путин сделал себе пластическую операцию».