Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Снова превращая панк в угрозу

Неужели Pussy Riot стали самой влиятельной панк-рок группой в политике?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Три женщины из Pussy Riot, ставшие взрывоопасным и разрушительным крестным знамением, чем-то средним между группой и анонимным диссидентским движением России, в определенном смысле уже выиграли свой суд-фарс в Москве. Каждый день суда над ними по обвинению в хулиганстве на почве религиозной ненависти международное внимание сосредотачивается на параноидальных репрессиях Владимира Путина в России.

Если воспользоваться на секунду мантией славы коллектива Clash, то можно сказать, что Pussy Riot - это единственная группа, которая важна.

И то, что говорят в суде, почти не имеет никакого значения. Три женщины из Pussy Riot, ставшие взрывоопасным и разрушительным крестным знамением, чем-то средним между группой и анонимным диссидентским движением России, в определенном смысле уже выиграли свой суд-фарс в Москве. Каждый день суда над ними по обвинению в хулиганстве на почве религиозной ненависти международное внимание сосредотачивается на параноидальных репрессиях Владимира Путина в России. Pussy Riot своими действиями поставили Путина перед дилеммой. Либо его государство осудит группу, и превратит женщин в настоящих мучениц, либо сделает шаг назад и признает, что судебное преследование трио в масках за их какофонический музыкальный протест в храме Христа Спасителя, который привлек внимание к альянсу между русской церковью и режимом Путина, с самого начала было ошибкой. Троим из пяти участниц Pussy Riot грозит до семи лет лишения свободы, и это вызвало невероятную реакцию возмущения во всем мире. В четверг, 2 августа, Путин перед встречей с британским премьером Дэвидом Кэмероном дал понять, что он предпочел бы отступить.

Читайте также: Pussy Riot напоминают о том, что революция всегда начинается в культуре

Но такое вряд ли произойдет. Во-первых, у диссидентов в России вообще судьба незавидная; во-вторых, панк-рок, являющийся незаконнорожденным ребенком рок-н-ролла, но ребенком более раздражительным, остроумным и колючим, обычно не выигрывает. Панк давно уже стремится к подрыву коррумпированных и авторитарных государств, корпораций и прочих структур международной власти. Но особых успехов в этом деле он не добился. Соответственно, панк-рок ставит перед собой более достижимые и менее глобальные политические цели. Обычно это протесты местного масштаба и усилия по повышению сознательности людей. Еще несколько месяцев назад никому не известная группа Pussy Riot сегодня превратилась в международный феномен. Amnesty International троих из них объявила узницами совести, а сама группа стала любимицей давно страдающих российских интеллектуалов, которые выступили в ее поддержку. И хотя никто не говорит о них как о музыкальном коллективе, взгляд в историю прежних геополитических достижений панк-рока показывает, что Pussy Riot уже превзошла всех остальных. А возможно, она даже дала панк-року будущее как мировой силе, борющейся за свободу и справедливость.

Панк очень быстро отошел от нигилизма и неверия в будущее легендарной британской группы середины 70-х Sex Pistols, которая, по сути дела, стала зачинательницей панк-рока. Музыканты из Clash быстро привлекли внимание панка к общемировым проблемам. Джо Страммер, ставший главной творческой силой Clash, сделал так, что панк-рокеры запели о гражданской войне в Испании, о бедноте Ямайки, о мученической смерти чилийского поэта левых взглядов Виктора Хары (Víctor Jara) и даже о жертвах советского и китайского коммунизма (пластинка Sandinista!). В Северной Ирландии их современники из Stiff Little Fingers пели о создании повстанческого движения иного рода – группы под названием «Сила против безопасности», поскольку они выступали против местных военизированных формирований, выступавших на стороне британцев, и за «альтернативный Ольстер». Панк раздробился на бесчисленное множество невразумительных поджанров и распространился по всему миру. Однако общая тема осталась: сопротивление жестокой и деспотичной глобальной власти. Это можно услышать во всем - от политизированного и угрюмого панка британской группы Discharge до мелодичных произведений канадцев из Propagandhi и жесткого фолк-рока Against Me! из Флориды. Панк направляет молодежную тревогу и беспокойство в русло антивоенных, антиправительственных и антикорпоративных выступлений.

Также по теме: Свергнут ли девушки Путина?

Но эти устремления не дали ощутимых геополитических результатов. Наверное, высшей точкой геополитической значимости панка стала британская группа Crass, пережившая пик своего творческого периода в конце 1970-х. Став зачинательницей особенно жесткой формы панк-рока (ее можно безошибочно узнать по беспощадному, воинственному, захватывающему ритму ударных), Crass выступала за анархизм, пацифизм и юмор (иногда безо всякого чувства юмора). И лишь реальная война на Фолклендах заставила их действовать по-настоящему, когда музыканты уже прошли свой пик славы и успеха. В своем язвительном сингле они спрашивают британского премьер-министра Маргарет Тэтчер – «How Does It Feel to Be the Mother of a Thousand Dead?» (Каково это – быть матерью тысячи убитых?) Попав на вершину инди-чарта, этот сингл заставил члена британского парламента от тори Тима Эггара (Tim Eggar) предпринять попытку привлечь Crass к суду по закону о борьбе с непристойностью.

Избежав карающей руки власти закона, Crass устроили выходку, которая стала предзнаменованием успеха Pussy Riot. В 1983 году группа передала в руки доверчивым журналистам пленку, на которой, якобы, была запись беседы между Тэтчер и американским президентом Рональдом Рейганом. Запись вроде бы подтверждала параноидальные страхи левых по поводу обоих консервативных лидеров. Рейган в разговоре призывал кровожадную Тэтчер к сдержанности, обсуждая вопрос о Фолклендах. А Тэтчер попросила Рейгана подумать над тем, чтобы принести Европу в жертву в ходе обмена ракетно-ядерными ударами с Советским Союзом. Запись быстро превратилась в международный скандал. Госдепартамент США и ЦРУ заявили, что это была советская дезинформация. «Такого рода деятельность вполне укладывается в рамки фабрикаций производства советского КГБ, хотя обычно они распространяют поддельные документы, а не пленки», - говорилось в официальном заявлении Госдепартамента. Sunday Times опубликовала статью под названием «Как КГБ дурачит западную прессу». Доведя свою мысль до масс и поставив в неловкое положение два государства, члены группы Crass признались Associated Press, что автором обмана были они, а не СССР.

Читайте также: Протесты Pussy Riot угрожают не только режиму Путина


Почти 30 лет спустя фурор тех лет забыт. Crass больше помнят из-за двух ее первых альбомов «The Feeding of the 5000» и «Stations of the Crass», чем из-за «пленок Тэтчергейта». Для таких людей, как я, которые воспринимают данную музыку слишком серьезно, это, к сожалению, очень многое говорит о геополитической значимости панк-рока.

С тех пор панк выражал свои политические цели в двух формах (правда, в рядах панка всегда был значительный контингент людей, не соглашавшийся с наличием таковых). Первой формой был протест, а второй местный вызов. Символом первой формы стала легендарная группа хард-рок панка из 1980-х Washington, D.C. Летом 1985 года, которое панки всей страны запомнили как «революционное лето Washington, D.C.», Ги Пиччиотто из группы Rites of Spring притащил барабаны к посольству ЮАР, чтобы потрепать нервы представителям режима апартеида. «Мы думали, нам удастся придать этому немного спонтанности», - вспоминал Пиччиотто, недовольный тогдашними рутинными протестами. Соучредитель студии звукозаписи хардкора Dischord Records Джефф Нельсон (Jeff Nelson) на Рождество 1987 года оклеил стены студии плакатами, высмеивающими генерального прокурора Эда Миза (Ed Meese). Министерство юстиции назвало эту публичную пропаганду оскорбительной. Вскоре после этого новая группа Пиччиотто Fugazi, главным распространителем пластинок которой была компания Dischord, выступила с концертами в Национальной аллее, осудив войну в Персидском заливе.



Также по теме: Пожалеет ли Путин о том, что начал боротся с крутыми девушками российского панка?


Еще один вариант действий – акции местного значения. Их цель – либо изменить местные общины, либо изменить взгляды любителей панк-рока на мир. В каждом американском городе, где есть панк-группы (то есть - во всех городах Америки), вы найдете их членов в парках, обычно в выходные дни, где они готовят вегетарианскую еду и бесплатно раздают ее всем желающим с приправой из антивоенных листовок. Этот политический ритуал носит название «Еда, а не бомбы». Другие же группы работают над уничтожением сегрегации панка. Это в подавляющем большинстве субкультура белых мужчин-натуралов. Одна из лучших групп 1990-х Los Crudos из Чикаго целиком состояла из латиноамериканцев, и пела почти исключительно  на испанском языке, провоцируя белую молодежь поразмышлять о том, что значит быть аутсайдером в культуре. Певец из этой группы Мартин Соррондегай затем основал коллектив хардкора Limp Wrist, который выступал редко и полностью состоял из геев.

Все эти усилия очень много значили для миллионов людей, чьи жизни становились богаче благодаря панку, который в своей лучшей форме воспитывает дух персональной ответственности и уверенности в себе. Людям со стороны трудно совместить эти взгляды с беспорядочной эстетикой панка. (В конце концов, если твою группу не приглашают в большие концертные залы, тебе самому приходится организовывать турне на автобусах и выступления в подвалах.) Но для международных отношений это мало что значило. По общему признанию, это - практически невыполнимая задача для панка, который остается молодежным движением. Панк-протест стал чем-то похожим на самоцель. «Протестуй и выживай», - так иронически пела группа Discharge. Это стало ритуалом панка, его медалью за заслуги на данном поприще. Панк в своих стихах по-прежнему выступает против войны и несправедливости. Поразительная «Asesinos» группы Los Crudos рассказывает о том, как Соединенные Штаты поддерживают деспотов в Центральной Америке. Но, как и у большинства артистов, геополитическое воздействие панка минимально. Девиз почтенного анархо-панковского коллектива Profane Existence из Миннеаполиса звучит весьма показательно, хотя и немного жалко – «Снова превратить панк в угрозу».

Читайте также: Андрей Пионтковский - Процесс Pussy Riot, это Средневековье

Pussy Riot может изменить эту тенденцию. Панк - это по-прежнему, в основном, западное явление, что, как пела Propagandhi, означает следующее: «Я признаю парадоксальность того, что система, с которой я борюсь, предоставляет мне возможность кусать руку, меня кормящую». Панки, живущие чаще всего не под властью авторитарных режимов, избегают тех опасностей, которые грозят Pussy Riot. Хотя панк-рок мобилизовал тяжелую артиллерию против иракской войны 2003 года, выпустив альбомы для сбора средств на нужды активистов и дав серию концертов в Национальной алее, он не привлек к себе внимание Джорджа Буша. Однако Путин явно обращает внимание на Pussy Riot.

Но может быть, нужна подлинная проницательность панка, чтобы по-настоящему оценить потенциал Pussy Riot. «Метод протеста группы основан на анонимности. Они создали такой метод протеста, который полон возможностей и может использоваться повсеместно, невзирая на национальные границы, - отметила 2 августа Тоби Вейл (Tobi Vail) в журнале инди-культуры Dazed & Confused. – Путин может бросить за решетку отдельных членов коллектива, но как он сможет остановить процесс присоединения новых членов и распространение этого движения за пределы России?»

Если кто-то и смыслит в создании методов протеста, полных возможностей и не знающих границ, то это Вейл, одна из наиболее выдающихся и вдохновляющих фигур панк-рока. Ее группа Bikini Kill, где Вейл играла на ударных, стала, пожалуй, самым значимым феминистским рок-коллективом всех времен. Движение riot grrrl, созданное при помощи Bikini Kill, стало водоразделом для женщин, требовавших собственного представительства в культуре андерграунда, где преобладали мужчины, и быстро приобрело международный характер. Язвительные выступления Bikini Kill были политическими мероприятиями в миниатюре. Они подталкивали и призывали женщин быть теми, кем они хотят быть, и требовали от мужчин противостоять женским привилегиям вместо того, чтобы хвастаться своей просвещенностью, позволяющей им снисходительно посещать женские выступления.

Также по теме: Может ли процесс Pussy Riot обернуться против Путина?

Задумайтесь над тем, что признала Вейл. Pussy Riot выступали анонимно в московской церкви, и лица членов группы были закрыты цветными шапочками-масками. Они могут быть кем угодно, и это может вдохновить очередную группу Pussy Riot. Так совпало, что в момент начала суда над Pussy Riot самый влиятельный фанзин панка Maximumrocknroll выпустил юбилейный номер в честь своего тридцатилетия. Единственная статья о сохранении международного влияния панка была посвящена Pussy Riot. Это - признание того, что три женщины не просто посрамили Путина и предъявили обвинение его бандитизму. Они возродили устремления глобальной протестной культуры.

-------------

Отзывы читателей:

jagiela
Очередное творение из длинной серии глупых антипутинских статей. Этот случай не имеет абсолютно никакого отношения к свободе слова (и путинская Россия - это не сталинское застойное болото). Просто эти люди решили привлечь к себе внимание противозаконным образом. Их судят по российскому закону, причем не за содержание выступлений, а за то место и время, которое они выбрали для перформанса. Сорвать службу в церкви (а группа прекрасно знала, насколько оскорбительно их поведение) это противозаконно в любой стране мира. Возможный приговор им в России может показаться слишком суровым для нашей юстиции, которая нянчится с левыми ничтожествами. Но именно поэтому в Америке такая проблема с преступностью.
Просто это вопрос общепринятых норм приличия, а приличия у Pussy Riot нет никакого. Их заводилы на Западе руководствуются ненавистью к России, которую они черпают из странной и аномальной ностальгии по холодной войне. Pussy Riot заслуживают сурового приговора.

Читайте также: Письмо Деду Морозу о Pussy Riot

wasp2179
Сам факт того, что Путин пытается очернить и наказать их, уже был ошибкой. Этот «сильный человек» на самом деле выглядит довольно слабо.

MarkSleboda
Как же именно… «Путин пытается очернить и наказать их»? Он едва упомянул о них в двух предложениях за последние полгода… Поразительно, как люди с Запада пытаются наделить его всемогуществом и показать его власть над своей страной, самой большой в мире. И в то же время, они стараются принизить его, назвать бессильным. Он деятельно руководит страной…Как и большинство  россиян, я сомневаюсь, что он вообще обратил на них какое-то внимание…на этот вульгарный либеральный уличный балаган, завывающий на ветру собственного бессилия и бесполезности. Вы думаете, Обама и Кэмерон лично обращают внимание на миллионы протестующих, выходящих на улицы, очерняют их каждый день? Если серьезно, то западные люди уделяют больше внимания этим вульгарным клоунам, проецируя себя на Россию, чем сами русские. Большинство россиян, обративших хоть какое-то внимание на эту шумиху, хотят, чтобы их побыстрее судили, наказали, и забыли…