Три девушки переломят хребет тирану. Дело, которое изменит историю. Панк-группа решит судьбу режима Путина и определит будущий курс российского государства.
Так в России и в мире оценивается судебный процесс, который в понедельник начался в Москве против участниц группы Pussy Riot.
«Преступление», к которому уже пять месяцев обращено внимание мира, произошло 21 февраля и длилось примерно одну минуту. Пять одетых в яркие платья и колготки молодых женщин вошли в Христорождественский собор Москвы и, то подпрыгивая, то крестясь перед алтарем, попытались спеть «панк-молитву Богородице», чтобы она «прогнала Путина». Охранники их тут же задержали и выпроводили из церкви. Приехавшая полиция даже не посчитала нужным возбуждать дело.
Однако, как позже рассказал один из следователей, размещенную на You Tube запись акции посмотрел российский патриарх Кирилл и позвонил президенту Владимиру Путину. 3 марта двух из участниц «молитвы» - Надежду Толоконникову и Марию Алехину - задержали сотрудники Федеральной службы безопасности. 16 марта была арестована Екатерина Самуцевич, которую ранее допрашивали как свидетельницу. Три девушки обвиняются в «мотивированном религиозной ненавистью хулиганстве» и с тех пор содержатся в заключении. Им грозит тюремное наказание сроком аж до семи лет.
Показательный процесс
Несомненно, акция Pussy Riot в церкви могла задеть чувства верующих. Сами обвиняемые признают, что их поступок был «этической ошибкой», и извинились перед теми, кто посчитал его кощунственным.
Также нет сомнений в том, что не оскорбленные религиозные чувства заставляют режим Путина так сурово выступать против женщин, действия которых в любом другом демократическом государстве квалифицировались бы как свобода выражения взглядов, и которые в худшем случае, может быть, получили бы денежный штраф за нарушение общественного порядка.
Нынешняя власть российского государства сделала этот случай проверкой своего авторитета. Пять месяцев контролируемые государством СМИ неустанно демонизировали обвиняемых, как опасное для государства и мирового порядка зло. Тон этой пропагандисткой кампании хорошо характеризует заявление одного из поддерживающих обвинение о том, что обвиняемые это агенты управляемого самим сатаной тайного «мирового правительства». Аналогичным образом, очевидно, будет отражаться и начавшийся в понедельник судебный процесс. Журналистам не позволено находиться в зале суда, обещанная прямая трансляция в Интернете по требованию прокурора отменена, СМИ запрещено цитировать сказанное участниками процесса.
Лидерам обладающей ядерным оружием империи, не принимая во внимание ни мнение международной общественности, ни даже формальную видимость законности, так важно расправиться с выразившими им неуважение женщинами, будто они реально угрожали их власти и основам государства. И одновременно это действительно имеет связь как с основами и власти, так и со всем, что важнее всего для нынешнего режима.
Это самый важный для России политический судебный процесс после осуждения Михаила Ходорковского. Только нынешний процесс затрагивает каждого гражданина России. Расправа над Ходорковским была сигналом всем олигархам, что им придется или делиться имуществом и сотрудничать с Путиным и его бригадой чекистов или сидеть в тюрьме. Суд над участницами Pussy Riot - это послание всем, что в тюрьме может оказаться любой и каждый.
Аналогично устраивавшимся сталинским режимом в 30-е годы «чисткам» и показательным процессам, когда арестованный должен был мучиться в неведении, почему в немилость впал именно он, а незатронутым кровавой рулеткой приходилось так же мучительно думать, почему они еще на свободе, и теперь причастные к инциденту в церкви в недоумении, почему из десяти участниц группы на скамью подсудимых посажены только три и именно эти. И насколько далеко готова пойти власть против остальных. А также против их сторонников, которые в тот день были в церкви. И против всех тех, кто, на взгляд правителей России, как-то проявил неуважение и нелояльность по отношению к ним. Ответ власти - против любого, и вы не будете знать заранее, кто станет следующем.
Обреченность диктаторов
Во вторник Следственный комитет предъявил обвинение одному из лидеров российской оппозиции Алексею Навальному. Будто бы Навальный, будучи общественным советником губернатора Кировской области, организовал хищение принадлежащих государственному предприятию «Кировлес» лесов. За такое преступление грозит тюремный срок до 10 лет. Это напоминание о том, что акция протеста Pussy Riot и действия властей против участниц группы не отдельный инцидент или недоразумение.
Акция в храме в феврале была лишь эпизодом в массовых протестах в Москве и в других городах России против возвращения президентского трона Путину, которое многие российские граждане считают нелегитимным и знаком того, что Россия становится диктатурой. Власть выступают против десятков участников протестов, которых она считает организаторами. А ряд принятых недавно законов - о цензуре в Интернете, о регистрации неправительственных организаций как «иностранных агентов», об уголовной ответственности за клевету, о многократном повышении денежных штрафов для организаторов незаконных собраний и митингов - свидетельствуют о решимости Кремля продолжать закручивание гаек.
В абсурдном процессе над феминистской панк-группой государственная власть зашла слишком далеко, чтобы можно было отступить даже при желании. Однако Путин хорошо знает, что делает. Быстро падающая популярность режима и все большее чувство части российского общества, что его власть нелегитимна, не оставляет правителю другого выбора, кроме как действовать так, как и все диктаторы, теряющие поддержку общества, - усиливать репрессии.
Парадоксально но, возможно, лучше всего причины проходящего сейчас в Москве судебного процесса, а также взгляд на худший для режима Путина и будущего России сценарий изложил министр иностранных дел России Сергей Лавров, который в минувшую субботу в очередной раз защитил жесткие действия режима президента Сирии Башара аль-Асада против оппозиции и против каждого, кто попадается на пути выпущенных им пуль.
Указав, что оппозиционные группировки занимают города и пытаются создать «буферные зоны» для переходного правительства, Лавров, по его мнению, риторически спросил: «Как можно ожидать, что правительство Сирии скажет: да, вперед, свергайте меня? Это нереалистично - не потому, что мы держимся за этот режим, а потому, что так это просто не работает».
Диктаторы просто не отдают власть. Эмпатия Лаврова по отношению к Асаду - это одновременно также косвенное признание недемократичности нынешней российской власти. И это признание, что у граждан есть причина считать ее нелегитимной. Но, к сожалению, и обещание, что в случае необходимости Путин будет действовать, как Асад.
Полуголый супер-мачо Путин - мастер восточных единоборств, усмиритель скакунов и стрелок в тигров - это безвозвратно пройденный этап в отношениях нынешнего правителя России и подданных. Вместо него приходит Путин - грубый мужик, который избивает женщин. Режим больше не ждет уважения и восхищения народа, а только страха и подчинения. В таком смысле суд над Pussy Riot будет важным поворотным пунктом - согласится ли общество в очередной раз в истории России испугаться и подчиниться кулаку или на этот раз все же нет.
Перевод: Лариса Дереча