Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Брежневские искушения Владимира Путина

Россия, по всей видимости, вступает в период застоя, который сравним с тем, что страна испытала во времена Леонида Брежнева

© РИА Новости Валерий Левитин / Перейти в фотобанкГлавный редактор издательства "Вокруг Света" Маша Гессен. Архив
Главный редактор издательства Вокруг Света Маша Гессен. Архив
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дискомфорт или даже беспокойство власти прекрасно прослеживается не только в ограничительных законах, принятых Думой, но и в анекдотических инициативах главы государства. Не выдержав саркастических замечаний, которые последовали после его полета на дельтаплане вместе со стаей журавлей, президент России пригласил на дружескую встречу оппозиционную журналистку.

С начала антипутинских демонстраций 10 декабря 2011 года политическая ситуация в России еще никогда не выглядела настолько косной. Прошедший в субботу в Москве митинг нескольких десятков тысяч человек по сути лишь подтвердил статус-кво, который, по словам одного оппозиционера, установился в стране после переизбрания Владимира Путина. Все дошло до того, что Россия сейчас, как кажется, вступает в период застоя, который сравним с тем, что она испытала во времена Леонида Брежнева.

40 000 митингующих (по оценке AFP) оказалось слишком мало для того, чтобы пошатнуть Кремль. Особенно - с учетом раскола среди оппозиции и явной потери пыла протестующих. Дать надежду на изменение курса могло лишь собрание в 100 000 человек 24 декабря прошлого года…

Тем не менее, и такой цифры оказалось достаточно, чтобы вызвать беспокойство у авторитарного режима, который не мог проигнорировать движение. Несмотря на репрессивные меры борьбы с оппозицией, Владимиру Путину постоянно приходится иметь дело с этой проблемой, на которую уходят все силы Кремля. Так, на прошлой неделе ему пришлось вести изнурительные споры для того, чтобы неудобного депутата лишили мандата по требованию политических и судебных властей.

Дискомфорт или даже беспокойство власти прекрасно прослеживается, как и во времена расцвета советологии, не только в ограничительных законах, принятых Думой, но и в анекдотических инициативах главы государства. Не выдержав саркастических замечаний, которые последовали после его полета на дельтаплане вместе со стаей журавлей, президент России пригласил на дружескую встречу оппозиционную журналистку, которую уволили из журнала за то, что она отказалась освещать этот эпизод. Во время беседы она не преминула подшутить над хозяином. Магия Путина больше не работает, и его рейтинг упал на 12 пунктов после возвращения к власти: положительного мнения о российском лидере сейчас придерживаются «всего» 48% граждан. А замедление развития российской экономики едва успело начаться…

Надзор

Владимир Путин не знает, как протянуть руку стойкой оппозиции (которой, тем не менее, остро не хватает единства, лидера и идей), и в очередной раз вынужден опереться на «элиту». Ту самую элиту, которая назначала советских лидеров и позволила ему прийти к власти в 2000 году. Недавно он подписал указ, который позволяет его окружению из преданных министров и высокопоставленных чиновников занимать свои должности до 70 лет против нынешних 65 лет.

В то же время в стране распространяются слухи о грядущих перестановках после 60-летия Путина 7 октября. Кремль, по всей видимости, пытается навести порядок в Думе и во властных кругах, где депутаты «Единой России» были серьезно дискредитированы. Имущество парламентариев за границей и их коммерческая деятельность оказались под наблюдением. Хотя эта угроза по сути не слишком реальна, ее должно хватить для того, чтобы удержать депутатов, подумывающих о диссидентстве.

За неимением возможности подчинить себе оппозицию, власть держит ее на расстоянии. Но и у этого равновесия есть своя цена: окостенение системы.