Пол Карелл (Paul Carell) написал, что на основе критериев, применявшихся во Второй мировой войне, можно было считать, что 27 сентября 1942 года Сталинград был технически завоеван нацистской армией. Однако, то, что казалось очевидным солдатам VI армии Фридриха Паулюса и пилотам Люфтваффе, которые продолжали наносить бомбовые удары, ночью оказалось опровергнутым. Из подвалов, подземелий, канализационной сети города, названного в честь отца народов, появились вооруженные жители и солдаты, которые притворились, что они отступили. Битва за промышленный центр на Волге, продолжавшаяся с августа 1942 года по начало февраля 1943 года, стала определяющей для хода Второй мировой войны в России. Она не только представляла собой решительный шах гигантской операции Барбаросса (140 дивизий и 3,5 миллиона мобилизованных солдат), с помощью которой Гитлер в июне 1941 года решил уничтожить славянского врага, ненавистную «большевистско-еврейскую» державу, но вместе с битвой при Эль-Аламейне ознаменовала переворот в конфликте в пользу союзников.
Этому великому событию посвящена книга журналиста и историка Альфио Карузо «Сталинградская битва» (Longanesi). До этого он занимался историей 77 итальянских солдат, которые пошли искать дрова и оказались вовлеченными в схватку. Он также написал для издательства Longanesi два эссе, посвященных итальянской армии в России «Все живые на штурм» и битве при Эль-Аламейне «Честь Италии».
Рассказ Карузо делится на две части: в первой немцы атакуют, а советские солдаты терпят поражение, хотя отступать, по крайней мере, в первый период было невозможно, так как солдатам грозили жестокие последствия приказа Сталина удерживать позиции любой ценой. Во второй части, которая описывает события с начала ноября, нацистские солдаты, в частности — 280 тысяч воинов VI армии - терпят поражение. Они были окружены мужественными врагами под умелым командованием, к тому же хорошо экипированными, что было очень важно в условиях русской зимы, и прекрасно вооруженными, в том числе - танками Т-34. Нацистские солдаты были вынуждены выполнять волю Гитлера, который сначала обещал военную поддержку, которую он был не в состоянии обеспечить, а потом приказал сопротивляться до последнего патрона, хотя исход битвы был уже предрешен. Результат был убийственным для обеих сторон. После семи месяцев битвы от 500 тысяч жителей Сталинграда в живых осталось 1,5 тысячи, а 99% зданий города превратилось в руины. Число павших советских солдат достигло 500 тысяч. Немцы потеряли 250 тысяч убитыми, а 108 тысяч были взяты в плен, среди которых, по крайней мере, половина умерли от голода и холода.
То, что должно было завершиться легкой победой на пути к завоеванию нефтяных скважин на Кавказе (немцы контролировали только нефтяные месторождения в Румынии), превратилось в бойню. В этой символической схватке столкнулась вся ярость нацистского волка и советского медведя. Это была грязная война с самого начала: Гитлер, начиная наступление «Барбаросса», говорил о низшей славянской расе, и не случайно, что большая часть советских военнопленных (60%), захваченных нацистами, погибла. Среди британских и американских военнопленных не выжила только треть. Альфио Карузо со знанием дела рассказывает об этой яростной схватке, опираясь на дневники выживших с той и другой стороны, а также на литературные источники. Он цитирует Эрнста Юнгера, бывшего в эти дни в Париже, который вспоминал товарищей по оружию в России и приводил слова из Библии и проклятие Моисея о том, что небо над головой будет из бронзы, а земля под ногами железом. Он цитирует «Я ненавижу» Анны Ахматовой и воззвание писателя Ильи Эренбурга, который в газете «Красная звезда» писал: «Не считайте дни, не считайте версты - считайте только убитых вами врагов». Эти слова прекрасно свидетельствуют об успехе национальной мобилизации, возглавляемой Сталиным.
Разумеется, костяк книги составили описания военных действий: маневры, окружения, атаки, принятые и непринятые решения. Но главным является человеческий фактор - состояние духа войск и командующих. Карузо отмечает полную психологическую подчиненность Паулюса Гитлеру, двуличие его заместителя Артура Шмидта, который был поставлен рядом, чтобы контролировать Паулюса, непонимание действительной обстановки командующим авиацией Германом Герингом. В своем радиообращении в январе 1943 года он безумствовал, заявляя, что конец русских близок, хотя все было как раз наоборот. С другой стороны была первоначальная неподготовленность, которую Сталин подправил жестокостью и хитростью своих приказов, навязанных и гражданскому населению, выдающиеся способности главнокомандующего Георгия Жукова, самоотверженный дух солдат и жителей Сталинграда, а также командного состава от генерала Андрея Еременко до народного комиссара Никиты Хрущева, будущего лидера СССР, который в 1956 году заявил о преступлениях Сталина.