Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия может восстановить советский закон о психиатрии, удобный для политических преследований

© flickr.com/chainsawpandaПсихиатрическая больница
Психиатрическая больница
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские психиатры хотят, чтобы Дума восстановила советский закон о психиатрической помощи, который давал возможность врачам московского Института имени Сербского и других структур удерживать в стационаре на неопределенный срок людей, единственными «симптомами болезни» у которых было то, что они выступали против советских лидеров и их политики.

Российские психиатры хотят, чтобы Дума восстановила советский закон о психиатрической помощи, который давал возможность врачам московского Института имени Сербского и других структур удерживать в стационаре на неопределенный срок людей, единственными «симптомами болезни» у которых было то, что они выступали против советских лидеров и их политики. Больше 40 лет Коммунистическая партия использовала положения этого закона против инакомыслящих. Эта трагическая история вызвала протесты у психиатров, правозащитников и правительств по всему миру, что в итоге заставило российских парламентариев принять закон, более соответствующий международной практике.

В понедельник (12 ноября), новостной портал «Накануне» сообщил, что «ведущие психиатры страны пытаются вернуть в действие закон о психиатрической помощи, который был в Советском Союзе». Сайт отмечает, что «этот вопрос стал актуален после недавнего массового расстрела в Москве». 7 ноября Дмитрий Виноградов разместил в сети «злобный манифест», после чего застрелил насмерть пять своих коллег и ранил двоих в московской фармацевтической компании, в которой он работал.

Читайте также: Россия возвращается к худшим традициям СССР

Михаил Виноградов (не родственник Дмитрия Виноградова), возглавляющий Центр правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, заявил на пресс-конференции, что «есть такие отрасли, где медицина должна быть полицейской. Мы не можем допустить, чтобы инфекционные больные свободно разгуливали по земле, и мы, безусловно, не можем допустить, чтобы тяжело больные психически, социально опасные люди точно так же ходили, покупали оружие, патроны и получали все остальное». Поэтому, продолжил он, большая группа петербуржских и московских психиатров обратилась в Госдуму с просьбой «вернуть закон о психиатрической помощи, который был в Советском Союзе». «Он позволял тяжело больных лечить и позволял защитить общество от социально опасных больных», - добавил Виноградов. «Этот вопрос сегодня Думой обсуждается. Не так быстро, как хотелось бы, но все же обсуждается», - подчеркнул он.

Злоупотребление законом о психиатрической помощи, служившим, по словам Александра Подрабинека, «орудием борьбы с инакомыслящими, которых невозможно репрессировать на основании закона», было одной из наиболее одиозных форм политических преследований в Советском Союзе. У сотен, если не у тысяч противников режима, диагностировали такие «болезни», как «вялотекущая шизофрения». Их помещали в психиатрические больницы – так называемые психушки – и принудительно лечили медикаментами. Эта система была организована на основании идеи советского руководства о том, что люди, живущие в социалистическом обществе, не могут придерживаться антисоциалистических взглядов и, соответственно, те, кто все же выражает такие взгляды, - просто психически больны.


Также по теме: 5 ключевых факторов, которые способны помочь психиатрам выявлять будущих убийц

Хотя начало этой форме злоупотребления психиатрией было положено при Сталине, особенное распространение она получила, начиная со времен Хрущева. В число наиболее знаменитых диссидентов, подвергавшихся подобным преследованиям, входили Владимир Буковский, Петр Григоренко, Иосиф Бродский, Валерий Тарсис, Жорес Медведев, Валерия Новодворская, Наталья Горбаневская и члены Ассоциации свободного профсоюза трудящихся.

Эти случаи получили такую известность, что международное психиатрическое сообщество, а также западные ученые и правительства организовали кампанию против подобных злоупотреблений. Психиатрические организации многих стран, а также ряд международных профессиональных объединений документировали действия Москвы и осуждали их. Такие ученые, как Сидни Блох (Sidney Bloch), Питер Реддауэй (Peter Reddaway), Харви Файрсайд (Harvey Fireside), Роберт ван Ворен (Robert van Voren), Тереза Смит (Theresa Smith) и Томас Олещук (Thomas Oleszczuk), подготовили тщательные исследования, результаты которых пользовались большой популярностью. Парламенты и правительства многих стран проводили слушания, готовили доклады и требовали от Советского Союза прекратить эту жестокую форму нарушения прав человека.

До самого окончания советского периода коммунистические власти все отрицали, но в конце 1991 года Верховный совет СССР все же начал обсуждать отмену закона, однако Советский Союз успел рухнуть раньше. Затем, в 1992 году, Российская Федерация приняла новый закон, который, по мнению большинства экспертов, соответствует международным стандартам и исключает злоупотребления. Чтобы гарантировать, что россияне не останутся в неведении о своих правах, Международная психиатрическая ассоциация напечатала 50 000 экземпляров этого нового закона и распространила их по России.

Читайте также: Синдром Андропова

К несчастью, данная отвратительная история на этом не закончилась. В период с 1998 по 2004 год психиатры из печально известного Института имени Сербского, в котором в свое время содержали, «диагностировали» и «лечили» диссидентов, требовали, чтобы Дума восстановила советский закон, который развязывал руки и им, и режиму. Теперь эта же группа врачей, - возможно, при поддержке офицеров российских спецслужб - снова пытается добиться своего. Может быть, у них ничего не получится, однако тот факт, что их действия привлекли удивительно мало внимания, и тот факт, что, по их мнению, на сей раз у них есть шанс, показывают, насколько опасной стала ситуация.

В 1970 году в своем открытом письме к общественности под заголовком «Вот как мы живем» Александр Солженицын писал: «Захват и содержание свободомыслящих здоровых людей в сумасшедших домах есть духовное убийство, это вариант газовой камеры, и даже более жестокий: мучения убиваемых более жестоки и продолжительны. Как и газовые камеры, эти преступления не забудутся никогда, и все причастные к ним будут судимы без срока давности, пожизненно и посмертно». На фоне новой кампании всем, кто имеет к ней отношение, не стоило бы забывать эти исторические слова.