Вы уже не раз читали «Трех сестер»? Сходите в Бобини. Эта чеховская пьеса совершенно вам незнакома? Все равно сходите. Льву Додину, величайшему мэтру российского театра после ухода из жизни Петра Фоменко в августе этого года, удалась великолепная постановка, которая позволяет по-новому взглянуть на пьесу, но в то же время прекрасно вписывается в славные традиции русского психологического театра.
Просто невероятно, насколько Чехову удается достучаться до нас. Современность постановки не так бросается в глаза, как в спектаклях немецких режиссеров, которые переносят знаки и условности напрямую на сцену. Она содержится в прочтении пьесы, которая предлагает свежий и избавленный от стереотипов взгляд на персонажей и их отношения.
Результат оказался столь же захватывающим и волнующим, как сама жизнь, чему немало поспособствовали исключительные актеры. Эта пьеса Чехова по-прежнему душераздирающее зрелище, однако сейчас потерянные иллюзии, угасшие мечты, невозможная и упущенная любовь, потерянная в песках современности или разрушенная злым роком жизнь — все это обретает поистине небывалую силу.
Постановка Льва Додина опирается на великолепную сценографическую идею Александра Боровского. Все, разумеется, начинается в доме, который занимает центральное место не только в пьесе, но и театре Льва Додина и большей части всего российского театра. Тем не менее, сейчас этот дом, в котором мы видим трех сестер Ольгу, Машу и Ирину, их брата Андрея, его невесту Наташу и окружающее их маленькое общество за фасадом с высокими окнами. Все это дает почти что кинематографический ракурс, предлагает серию крупных планов, которые составляют основу постановки Льва Дудина. Затем по мере развития сюжета этот фасад начинает надвигаться на зрителей, выталкивает трех сестер с привычных для них мест, сужает их жизненное пространство, в то время как Наталья все больше берет власть в руки.
Наталья (в исполнении Екатерины Клеопиной) представляет собой хороший пример переосмысления истории в этой постановке, которая захватывающим и актуальным образом выводит на первый план отношения между мужчиной и женщиной.
Как бы то ни было, Наташа — это беззастенчивая карьеристка, у которой нет идеалов, совести и уважения к человеческому достоинству. Все это превращает ее в одного из редких для Чехова по-настоящему отрицательных персонажей. Но что еще остается делать женщинам в мире, где мужчины слабы и потеряны, как будто их лишил сил подъем женщины в обществе (когда Антон Чехов написал свою пьесу в 1900 году, женщины только начали работать и обретать независимость)? Остаются ли они в одиночестве как Ольга и Ирина, неудачно выходят замуж как Маша или же берут в свои руки власть в семье как Наташа, ни одна из них не выглядит счастливой. Лев Додин рисует поразительную картину, изображая их всех вместе за окнами фасада: четыре сестры по несчастью.
Подобные переоценки — частое явление для этого спектакля, в котором лишь изредка возникает столь характерное для Чехова ощущение, что время упущено.
Ольга? Старшая из сестер в исполнении Ирины Тичининой, которой часто отводили роль невзрачной старой девы, приобретает небывалую ранее трагическую силу. В ее глазах виднее черная тоска, тоска женщины, которая знает, что борьба за независимость навсегда лишила ее любви. Маша? Ах, Маша Елены Калининой... Это пылкая, бурная, истинно русская душа. Ирина? В новой постановке у нежной и мягкой Ирины не осталось и капли невинности: Елизавета Боярская изобразила прекрасную девушку, которая воплощает в себе желание жить и верность своим идеалам, что, по мнению Льва Додина, и является сутью творчества Чехова. Что насчет их брата Андрея (Александр Быковский)? Большой ребенок, который живет под материнской опекой сестер, но потом дает жене кастрировать себя...
Зритель начинает ощущать близость с каждым из них в этом спектакле, который становится все волнительнее по мере того, как мечты рушатся одна за другой, а в конце раздается безумный, дикий вопль Маши при виде отъезда Вершинина, с кем она хотя бы познала любовь. Если и в этот момент у вас не екнет в груди, и вы не застынете в кресле, то театр явно не для вас.