Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У оппозиции нет серьезных лидеров

Социолог Лев Гудков рассказывает о слабостях российского протестного движения.

© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкИлья Яшин и Алексей Навальный после окончания акции «Марш миллионов»
Илья Яшин и Алексей Навальный после окончания акции «Марш миллионов»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возьмем хотя бы самого Алексея Навального - весь его авторитет зиждется на популистской критике власти, он не выдвигает серьезных предложений или политической программы. Как и год тому назад, все осталось на уровне лозунгов и заявлений: за честные выборы, за реформу судебной системы. Тем не менее, никто до сих пор не предложил каких-либо способов реализации этих преобразований.

Год спустя после массовых демонстраций, которые последовали за нарушениями на парламентских выборах в России, протестное движение еле тлеет, тогда как Путин не чурается никаких репрессивных методов. Libération спросила директора Аналитического центра Юрия Левады Льва Гудкова о том, в каком направлении движется оппозиция.

Читайте также: Ксения Собчак - Я не хочу революции


Libération: Как воспринимается оппозиция после года массовых демонстраций?
Лев Гудков: Причины протестного движения никуда не исчезли. Образованное и обеспеченное городское население все так же недовольно Путиным. Протестная активность идет на спад, однако потенциал все равно сохраняется, так как люди все отчетливее понимают, что режим подрывает возможности для экономического роста страны. У недовольных граждан нет никаких причин менять свое мнение: они по-прежнему ощущают уязвимость из-за самоуправства и безответственности власти неправого и бесперспективного государства.

Тем не менее, они разочарованы. Здесь нет серьезных лидеров, которые могли бы сформулировать программу, найти эффективные средства влияния на власти. Сейчас уже очевидно, что массовые протесты не смогли дать ожидаемых результатов, но они все же сыграли роль в консолидации и организации недовольных.

— Есть ли различия в ситуации в Москве и провинции?
— Они просто огромны. Провинция настроена очень консервативно и патерналистски, а также поддерживает власть. Дело в том, что жизнь в регионах полностью зависит от государства, особенно - в тяжелой промышленности с ее отсталыми технологиями, которая совершенно неконкурентоспособна и выживает лишь благодаря госзаказам и государственным дотациям. Оппозиции, в свою очередь, так и не удалось достучаться до регионов. И она до сих пор не осознает эту проблему. Политические планы лидеров оппозиции идут в совершенно разных направлениях, а одна из ее слабостей заключается в том, что она не понимает интересов провинции.

Также по теме: Алексей Навальный не так уж и популярен


— Кто из деятелей оппозиции может стать настоящим политическим лидером в ближайшие годы?
— Я не вижу ни одного кандидата. Слабость и инфантилизм координаторов и лидеров протестного движения вызывают у людей разочарование, что очень четко прослеживается в наших опросах. Более 45% респондентов считают, что слабость оппозиции заключается в отсутствии лидеров и неясности с будущим. Возьмем хотя бы самого популярного персонажа Алексея Навального. Весь его авторитет зиждется на популистской критике власти, он не выдвигает серьезных предложений или политической программы. Как и год тому назад, все осталось на уровне лозунгов и заявлений: за честные выборы, за реформу судебной системы. Тем не менее, никто до сих пор не предложил каких-либо способов реализации этих преобразований. Избранный оппозицией Координационный совет оказался туманным и сомнительным. Целый год протестов принес очень мало реальных достижений. Главная проблема - скорее, даже не сам режим, который все четче проявляет свой репрессивный характер, а неспособность наиболее развитой части общества разработать дорожную карту.