Вряд ли можно было найти на эту роль более подходящего человека, даже если бы вам помогал отдел по подбору актеров.
Появление в России бодрого и упитанного французского актера Жерара Депардье, прославившегося во всем мире такими фильмами как «Зеленая карта» и «Сирано де Бержерак», стало настоящим подарком для Владимира Путина, который сейчас переживает довольно сложный период.
Французские обозреватели были в ужасе, увидев, как один из самых выдающихся людей их страны отправился в Сочи, где он крепко обнял Владимира Путина и получил российский паспорт. Этот пиар-ход стал кульминацией недельной ссоры между Депардье и правительством Франсуа Олланда, которое настаивает на введении налога для богатых в размере 75% доходов (Конституционный суд Франции отклонил введение этого налога).
В самый подходящий момент в драму Депардье вмешался Путин, который представил Россию налоговым убежищам для богатых европейцев, поскольку фиксированный подоходный налог составляет там всего 13%, и немедленно предложил актеру гражданство. Показав кукиш Франции, Депардье запрыгнул в самолет и отправился за новым паспортом, спровоцировав, таким образом, ожесточенные дебаты не только по поводу французских налогов, но и по поводу места России в международном сообществе.
Финансовые мотивы Депардье для отказа от французского гражданства вполне очевидны. Кроме того, приводить в замешательство своих противников - должно быть, весьма приятное занятие. Однако по закону ему придется проводить в России, по крайней мере, 182 дня в году, чтобы получить право выплачивать 13-процентный налог. И он уже заявил о том, что он все еще остается французом.
Настоящую выгоду из переезда Депардье извлек Путин, чье имя уже целую неделю не исчезает из заголовков международных изданий, и это не имеет никакого отношения к его недавнему опрометчивому решению запретить усыновление российских детей американскими семьями, которое стало ответным шагом на Закон Магнитского, предусматривающий санкции против российских чиновников, виновных в нарушении прав человека.
После визита Депардье в Россию многие критики обвиняли актера в том, что он назвал путинский режим «великой демократией», несмотря на то, что в этой стране за решеткой сидят политические заключенные, такие, как Михаил Ходорковский. На своей страничке в Twitter лидер Социалистической партии Арлем Дезир (Harlem Desir) написал: «Довольно, Франции нечему учиться у России! Нельзя забывать о Pussy Riot, Политковской, Чечне и Сирии».
Некоторые пытались каким-то образом замять этот спор, утверждая, что г-н Депардье - свободный человек и имеет право эмигрировать в другую страну, где он сможет платить меньше налогов, - точно так же, как и любая корпорация имеет право снизить свои расходы, переместив производство, к примеру, в авторитарный Китай.
Разумеется, это уже не первый случай, когда Путин прибегает к поддержке знаменитостей, чтобы поддержать свой авторитет «нормального президента». Пару лет назад Путин спел песню на английском языке с джазовыми музыкантами на благотворительном мероприятии, на котором также присутствовали Шэрон Стоун, Голди Хоун и Мики Рурк. Кроме того, он регулярно посещает соревнования по смешанным единоборствам вместе с такими кинозвездами, как Жан-Клод Ван Дамм.
Российская сага Депардье подняла серьезный вопрос о том, какой страной стремится быть Россия, а также стала иллюстрацией антагонистических аспектов ее внешней политики.
Визит иностранной знаменитости – особенно если эта знаменитость хочет переехать в красивую Россию – это редкий случай мягкой помощи Путину, который дает ему возможность продемонстрировать некоторое влияние, популярность и если не принципиальность, то, по крайней мере, нормальность своей конституционной демократии, находящейся под защитой закона. С другой стороны, такой пропагандистский трюк стал оскорблением - беззаботным напоминанием о своем превосходстве над Западом в целом.
Чего добивается Россия? Стать комфортабельным налоговым убежищем для состоятельных европейцев или изолированным евразийским нефтяным экспортером, который не станет мириться ни с какими отеческими нотациями по поводу демократии и прав человека? Ответ на этот вопрос – и тем, и другим. Но в то же время - ни тем и ни другим.
Журналистка Юлия Йоффе (Julia Ioffе) так прокомментировала в New Republic этот набор взаимоисключающих принципов, которые насквозь пронизывают отношение России к Западу: «Это странный психологический танец, уходящий своими корнями в священное дурачество византийской культуры, и он исполняется как раз сейчас: Россия приветствует и балует представителя Запада, она защищает его от грубой реальности и щедро предлагает ему свои отборные лакомства и девушек. При этом она высмеивает его как духовно неполноценного и выставляет его дезертирство в качестве свидетельства ущербности малодушного и безбожного Запада».
С точки зрения внешней политики стремление к экономической интеграции и сближению в случае России сочеталось с медленным движением к изоляции и даже к геополитической незначительности. Совсем недавно Россия завершила процесс вступления во Всемирную торговую организацию. В сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге состоится саммит Большой Двадцатки. В 2014 году в Сочи пройдут Зимние Олимпийские игры. В то же самое время Россия продолжала вооружать Башара аль-Асада, защищала Иран от давления западных стран, настаивавших на прекращении реализации его ядерной программы, а также ввела запрет на усыновление российских детей американскими семьями, который серьезно осложнил отношения между двумя странами. И даже в отношениях с ее ближайшими соседями Россия испытывает значительный дефицит взаимного доверия.
Чтобы достичь этих взаимоисключающих целей во внешней политике, необходимо постоянно вести переговоры, и Россия, очевидно, осознает необходимость роста экономики, который возможен, только если ей удастся привлечь иностранный капитал и углубить интеграцию с Западом. В то же время она отчаянно пытается сохранить свой суверенитет и контроль над нелиберальной политической системой.
Учитывая то, что у России так мало друзей и еще меньше союзников, приезд жизнерадостного француза стал чрезвычайно приятным для нее событием.