Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Напряженность в отношениях России и США определяется российской внутренней политикой, но не геополитикой

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ В.Путин встретился с президентом США Б.Обамой
Премьер-министр РФ В.Путин встретился с президентом США Б.Обамой
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня американские и российские руководители редко в чем соглашаются. Однако насущные проблемы, такие, как гражданская война в Сирии, иранская ядерная программа и ситуация в Афганистане после вывода оттуда натовских войск требуют сотрудничества между США и Россией. Либералы в обеих странах приписывают трудности во взаимоотношениях ослаблению демократии в России.

Сегодня американские и российские руководители редко в чем соглашаются. Однако насущные проблемы, такие, как гражданская война в Сирии, иранская ядерная программа и ситуация в Афганистане после вывода оттуда натовских войск требуют сотрудничества между США и Россией.


Либералы в обеих странах приписывают трудности во взаимоотношениях ослаблению демократии в России. В соответствии с их логикой, сближение основополагающих политических ценностей поможет налаживанию более тесного сотрудничества. Между тем, политика «перезагрузки президента Барака Обамы исходит из того, что Америка и Россия могут найти области сотрудничества, несмотря на разногласия  в вопросах демократии и прав человека, поскольку в некоторых вопросах интересы стран способствуют объединению их усилий. Таким образом,  перезагрузка требует более качественного общения, проведения конструктивных встреч на высоком уровне и изменения тональности. Короче говоря, нужны стандартные дипломатические договоренности.

К сожалению,  проблемы в российско-американских отношениях намного масштабнее и сложнее, чем признают сторонники этих двух подходов. Они отражают глубокие перемены внутри России, а также реакцию президента Владимира Путина на те вызовы, которые эти перемены создают.

Читайте также: Россияне протестуют против запрета на усыновление сирот американцами


В свой третий срок и во второй президентской инкарнации Путину приходится иметь дело с другой Россией. Экономический рост, который происходил в России с 2000 по 2008 годы под его руководством, привел к созданию крупного городского среднего класса и интеллигенции, в которую входят предприниматели, люди умственного труда, студенты вузов и журналисты. Это люди искушенные, соображающие в технических новинках и уверенные в себе. Они сегодня хотят того, что есть у их братьев по классу на Западе, и они решили переделать Россию, настаивая на создании государства, которое гарантирует свободу, а не преграждает ей путь. А Путин, между тем, видит в государстве (где он стоит у штурвала) гаранта стабильности и благополучия.

Российский средний класс еще с первого президентского срока Путина подозревает, что у него имеются авторитарные наклонности. В то время он представлял собой долгожданный контраст Борису Ельцину, чье правление было отмечено непредсказуемостью, пьянством, фиглярством и нищетой для большинства россиян. В отличие от Ельцина Путин был молод, энергичен и решителен. И он создавал респектабельный имидж России за рубежом.

Но с тех пор доброжелательное отношение к Путину у многих россиян исчезло. Все началось, когда он в 2008 году выдвинул на пост президента Дмитрия Медведева. Позже Путин фактически признал, что это был обходной путь для сохранения власти у него в руках, поскольку конституция России запрещает баллотироваться в президенты три срока подряд.

Кое-кто из среднего класса увидел в Медведеве лидера, разделяющего их идеалы, стремящегося осуществлять экономическую и политическую либерализацию. Но вскоре они поняли, что Путин по-прежнему  руководит страной, находясь на посту премьер-министра, и что он не допустит таких перемен, даже если этого захочет Медведев.

Одинокий ребенок


Также по теме: Российский «список Гуантаномо» - реакция США

Внутриполитическая атмосфера для Путина ухудшилась с началом массовых днмонстраций в Москве и Санкт-Петербурге в декабре 2011 года, которые продолжились и после того, как Путин стал в прошлом году президентом. Протестующие требовали свободы и осуждали коррупцию. Лидеры оппозиции, такие, как Алексей Навальный, стали символом протеста и привлекли к себе внимание западных СМИ.

Путин достаточно умен, чтобы не стрелять по демонстрантам и не создавать неконтролируемую обратную реакцию – особенно в связи с тем, что события арабской весны продемонстрировали опасность таких суровых мер. Вместо этого он предпочитает разрабатывать и пускать в ход встречную сюжетную линию, которая нацелена на то, чтобы вытеснить его оппонентов из среднего класса на обочину политической жизни.  Путин считает, что его оппоненты кусают руку, которая их кормит, и он решил представить их людьми космополитичными, без корней, чужими, идущими не в ногу с «настоящими» россиянами, от имени которых он якобы выступает.

Суровые приговоры, вынесенные в августе трем участницам панк-группы Pussy Riot и ставшие чрезмерной реакцией на шутовство и кривляния, которые в худшем случае свидетельствовали о дурном вкусе, имели целью подать важный сигнал: много воображающие о себе городские пройдохи используют свободу в качестве лицензии на осквернение российской культуры и религии.

Этот сигнал нашел более серьезный отклик, чем это осознают многие люди со стороны. Бывший американский посол в России отметил на недавнем семинаре, что Путин  перегнул палку в деле Pussy Riot. Русские, сказал этот бывший дипломат, не любят, когда государство «залезает к ним в трусы». Однако данные опроса, проведенного в июле московским Левада-Центром, свидетельствуют об обратном. Лишь пять процентов респондентов считают, что это трио не надо было наказывать. Более половины заявили, что им надо было дать до двух лет тюрьмы или принудительного труда. Видимо, Путин лучше разбирается в настроениях народа, чем бывший посол.

Читайте также: Сенат США единогласно осудил «антимагнитский закон» в РФ


Вслед за этим Путин предпринял и другие действия, призванные представить его в образе защитника российских ценностей, человека, готового смело противостоять США. Из России изгнали Агентство международного развития США, показав тем самым, что хотя USAID предстает в образе добродетельной организации, на самом деле оно занимается подрывной деятельностью. В июле Путин подписал закон, в соответствии с которым получающие помощь из-за рубежа российские некоммерческие организации должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов». А с декабря американцы уже не могут усыновлять сирот из России.

Как все это связано с российско-американскими отношениями? Мы не входим в полосу новой холодной войны. И есть смысл в том, чтобы искать области сотрудничества с Россией. Да и Вашингтон вряд ли можно назвать непорочным в ходе сегодняшнего противостояния с Москвой.

Тем не менее, перезагрузка стала заложницей важной борьбы в России, которая далека от завершения. Путин, которому изменила большая часть среднего класса, сделал ставку на «другую Россию». Его высказывания о национализме, о подлинно российских ценностях, о суверенитете и об опасности подрывной деятельности из-за рубежа находят отклик в этой аудитории. Отчасти это вызвано продолжающимися спорами по многовековому вопросу о принадлежности России: это западная страна, восточная или уникальный гибрид? А отчасти это объясняется сохраняющимся недовольством американской политикой, как прошлой, так и настоящей.

Но эти самые высказывания и порождаемые ими действия серьезно ограничивают возможности перезагрузки Обамы. В конечном итоге, проблемы между Москвой и Вашингтоном в меньшей степени связаны с двусторонними отношениями и в большей с происходящим внутри самой России. Вместо того, чтобы  изобретать стратегии, нацеленные на преобразование этих отношений, мы должны стремиться к сотрудничеству в ряде конкретных областей, где американские и российские интересы сходятся. Такой подход может и скромен, но зато реалистичен. И он стоит того, чтобы взять его на вооружение.

Раджан Менон – профессор политологии Сити-колледжа Городского университета Нью-Йорка, внештатный старший научный сотрудник Атлантического совета (Atlantic Council).