Еще в конце минувшего года российские власти заявляли о недостаточно высоком качестве немецкой мясомолочной продукции, поставляемой в Россию. В Россельхознадзоре утверждали, что немецкие компании-производители якобы используют сырье из третьих стран, в том числе из Китая и Пакистана.
Кроме того, при проверке ряда предприятий в ФРГ российские эксперты выявили, что речь часто идет о продукции тех стран Европейского союза, фирмы которых не имеют права на поставки в Россию. По мнению российских чиновников, в Германии «отсутствует должный ветеринарный контроль». Именно поэтому в России собирались с декабря минувшего отменить сотрудничество с одиннадцатью немецкими компаниями, которые в основном находятся в Баварии и Северном Рейне-Вестфалии. Именно в Баварии расположены крупнейшие в ФРГ предприятия по производству мясомолочной продукции, в том числе такой немецкий гигант, как производитель сыра Alpenhain Käsespezialitäten.
Правда, до реального широкомасштабного запрета дело все же не дошло. Напуганные немецкие производители, к качеству продукции которых никогда не было претензий внутри страны, стали сопровождать все свои товары соответствующими письменными гарантиями. Странным образом угрозы российских чиновников совпали тогда со шквалом критики из Берлина, связанным с нарушением прав человека в РФ и с вынесением судебного приговора в адрес панк-группы Pussy Riot.
В минувший вторник стало известно об очередном запрете Россельхознадзора в отношении продукции из Германии.
На этот раз с четвертого февраля российская сторона запрещает ввоз охлажденного мяса из ФРГ. Как отметил пресс-секретарь данного ведомства Алексей Алексеенко, причина в том, что очень часто поставляемая продукция «не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям России». Существующая в настоящее время в ФРГ система ветеринарного контроля, по мнению российского чиновника, «не идеальна, и к ней имеется немало вопросов». При этом речь вроде бы идет не о непосредственной угрозе для здоровья российского потребителей, а скорее о недовольстве немецкой бюрократией.
Конечно, не исключено, что в Россельхознадзоре не знают о том, что вопросы контроля качества продукции той или иной фирмы находятся не в компетенции Федерации и даже не на земельном, а исключительно на коммунальном уровне. Возможно, что для московских чиновников такой уровень местных немецких властей мелковат, и они предпочитают вести переговоры в берлинских министерствах. Но, скорее всего, опять нужно давать ссылку на ситуацию с общими двусторонними отношениями Берлина и Москвы, которые сейчас далеки от идеальных. Кстати, российские чиновники прекрасно знают о том, где у Берлина сейчас слабое место. Ведь именно Россия является главным рынком сбыта продукции немецкого пищепрома за пределами Европейского союза. Так, по данным Федерального объединения пищевой промышленности (BVE), только в 2011 году экспорт пищевых продуктов из ФРГ в РФ вырос на 7,1 процента, составив более чем солидные 1,7 миллиарда евро.