Прага — Самыми влиятельными российскими бизнесменами в Чехии, согласно оборотам их компаний, являются Дмитрий Щука, Владимир Ермаков и Булат Субаев. Это главы чешских дочек влиятельных групп: Evraz, «Газпром» и «Лукойл».
Но если составлять подобный рейтинг не по финансовым результатам, а по фактическому влиянию представителей российского капитала в Чехии, в этом списке обязательно должны быть представители российского ядерного гиганта «Росатом». Это, конечно, чехи.
Государственная корпорация «Росатом» — лидер мировой атомной промышленности. Росатом объединяет 250 предприятий и несколько научных и исследовательских центров, и в данный момент строит в общей сложности 28 атомных реакторов, 19 из них — за пределами России. Росатом с радостью бы добавил к ним и два блока чешской АЭС «Темелин».
Дочка Росатома — МИД
Дочерняя компания Росатома «Атомстройэкспорт» участвует в тендере на строительство блоков АЭС «Темелин» как член консорциума «МИР-1200» с компаниями «Гидропресс» и чешской Škodа JS. Поскольку речь идет об уникальном заказе и в данный момент основном российском интересе на чешском рынке, Росатом уделяет Праге особое внимание. В прошлом году Чехия стала одним из первых направлений, где Росатом открыл филиал своего нового подразделения Rusatom Overseas («Русатом Оверсиз»). Эта дочерняя компания Росатома — своего рода министерство иностранных дел, в обязанности которого входит обслуживание ядерных проектов за пределами России.
Чешское представительство Rusatom Overseas возглавляет Зденек Шима (Zdeněk Šíma), бывший менеджер компании ČEZ. Пока у филиала только два сотрудника. Второй — Павел Влчек (Pavel Vlček), менеджер по стратегии и коммуникации. «Но мы имеем в виду возможность роста, и в первой фазе, рассчитанной приблизительно на два года, — примерно до 15 человек», — говорит Влчек.
Главная задача — лоббировать за «Темелин»
Интересно то, что московский начальник и Шимы, и Влчека — чех. Вице-президентом Rusatom Overseas летом 2011 года стал Леош Томичек (Leoš Tomíček). Выпускник Московского энергетического института провел 18 лет в Škodа Praha и участвовал в управлении строительством электростанций «Дукованы» (Dukovany) и «Темелин». После 2005 года он вернулся на восток, где руководил строительством Рогунской ГЭС в Таджикистане (крупнейший энергетический проект в Центральной Азии) и несколькими крупными специализированными стройками в России. После возникновения Rusatom Overseas Томичек взял на себя исполнительное руководство компанией.
Задача Rusatom Overseas в Чехии - главным образом лоббирование в отношении «Темелина» и забота о хорошем имени российской атомной промышленности в стране. По словам Влчека, постепенно компания должна начать работать так, как некогда работали предприятия внешней торговли — быть посредником в сделках и заключать собственные контракты, а число сотрудников должно возрасти до 15 человек. Развитие компании якобы не зависит от успеха в тендере на «Темелин». «У Росатома в Чехии есть и другие интересы. Мы работаем с рядом чешских фирм, как правило, в области энергетического машиностроения. Только в прошлом году мы купили у них товаров на 3 миллиарда крон (одна чешская крона приблизительно равно 1,5 рубля — прим.пер.) для ядерных проектов по всему миру», — сказал Влчек.
Российские банки проникают в Чехию
Об укреплении российско-чешских торговых связей свидетельствует и растущий интерес российских банкиров к чешскому рынку.
В прошлом году на рынок Чехии пришла крупнейшая российская финансовая корпорация «Сбербанк», управляемый Кремлем гигант с активами стоимостью примерно 7,5 триллионов крон. Помимо России, Сбербанк работает в Казахстане, Белоруссии, на Украине, у него есть представительства в Индии, Китае и Германии. В прошлом году Сбербанк купил австрийский Volksbank, в том числе чешскую сеть, и таким образом начал экспансию в Европу.
Новое подразделение Sberbank Europe AG пока представляет девять банков в восьми странах Центральной и Восточной Европы, его главой в начале года стал 37-летний венгерский банкир Андрас Хамори (András Hámori), человек, который успешно руководил австрийским Zuno Bank.
Чешский филиал Volksbank по-прежнему управляется из Вены, у него чешско-австрийское руководство, только в наблюдательном совете появляются два русских имени. Примерно неделю назад банк заявил, что меняет логотип, и с конца февраля в Чехии он будет работать как «Сбербанк».
Помимо работы с частными лицами и организациями и других стандартных услуг, Сбербанк хочет сосредоточиться на финансировании российско-чешских сделок. Уже в прошлом году Сбербанк подписал меморандум о взаимопонимании с Экспортным гарантийным и страховым обществом Чехии (EGAP), подобный договор о сотрудничестве теперь планируется заключить с Чешским экспортным банком (ČEB). «Сбербанк — наш самый значительный партнер в финансировании чешского экспорта в России», — объясняет пресс-секретарь ČEB Вера Душкова (Věra Dušková). Но в то же время банк планирует поддерживать российские инвестиции в Чехии.
При этом это не единственный банк. Уже с 2008 года на чешском рынке работает Европейско-российский банк (ERB), который принадлежит Роману Попову, некогда менеджеру компании «Стройтрансгаз» (ей несколько лет принадлежал банк). И хотя по объему активов Европейско-российский банк — самый маленький банковский дом в стране, он тоже получает доход от развивающегося российско-чешского бизнеса и растет. «Мы нацелены на сегмент мелких и средних предпринимателей с потенциалом роста и экспорта, которые ориентируют свои активы на Российскую Федерацию и Содружество независимых государств», — объясняет на прекрасном чешском с едва заметным русским акцентом Станислав Попел (Stanislav Popel) из отделения маркетинга. По его словам, «Европейско-российский банк» своим клиентам также предлагает консультации, касающиеся особенностей российской среды. В настоящее время банк намеревается в большей степени включиться в инвестиции в Чехии. Например, речь идет о финансировании завода по вторичной переработке резины.
Деньгопровод из Югры
Еще один канал, по которому российский капитал будет все в больших объемах течь в Чехию, — Ханты-Мансийский банк, который открыл представительство в Чехии в 2004 году. Этот банк возник как кредитная организация одноименного автономного округа России (другое название — Югра), расположенной в Тюменской области в Западной Сибири.
Речь идет об одном из сибирских центров добычи нефти и природного газа. Банк постепенно начал экспансию в России и за ее пределами. У Ханты-Мансийского банка в общей сложности 18 филиалов и около миллиона клиентов. Созданы представительства в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, за границей банк пока работает только в одном государстве — Чешской Республике. Объяснения напрашиваются сами собой: чешские компании в области энергетического машиностроения — наши главные экспортеры в Россию, и банк чувствует инвестиционную привлекательность чешско-российских торговых проектов.
Кризис последних трех лет, очевидно, ведет к укреплению торговых связей Чехии и России. Чешские компании на своих главных рынках сбыта в Западной Европе столкнулись со спадом спроса, и тем сильнее они стараются закрепиться в России. Так, в 2011 году торговый оборот между Чехией и Россией вырос на 30% и достиг 13 миллиардов долларов (260 миллиардов крон).
По данным Чешского статистического управления, за первые три квартала прошлого года чешский экспорт в Россию вырос почти на 40%. И хотя в общем объеме чешского экспорта Россия составляет только 3,8%, российские товары (преимущественно сырье) составляют 5,7% общего импорта Чехии. Однако, согласно исследованию, проведенному компанией DHL, чешские экспортеры видят в России наибольший потенциал в будущем. Приток российского капитала и инвестиций в Чехию — это только одна сторона медали.