Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Голос Америки» 66 лет говорит по-русски

© Фото : MissvainШтаб-квартира радиостанции "Голос Америки" в Вашингтоне
Штаб-квартира радиостанции Голос Америки в Вашингтоне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ровно 66 лет назад, 17 февраля 1947 года, радиостанция «Голос Америки», основанная в разгар Второй мировой войны – феврале 1942-го, начала вещание на русском языке. Дата не круглая, но значительная и дает возможность оценить творческую и технологическую трансформацию, пожалуй, крупнейшего иностранного информационного ресурса в российском медийном пространстве.

 

Ровно 66 лет назад, 17 февраля 1947 года, радиостанция «Голос Америки», основанная в разгар Второй мировой войны – феврале 1942-го, начала вещание на русском языке. Дата не круглая, но значительная и дает возможность оценить творческую и технологическую трансформацию, пожалуй, крупнейшего иностранного информационного ресурса в российском медийном пространстве.

 

Прежде всего, о формате. Некоторые россияне до сих пор уверены, что Русская служба – это радиостанция, которая продолжает и сейчас эфирное вещание на русском языке, как в былые советские времена. Парадокс в том, что и они правы. Действительно и сегодня «Голос Америки» можно услышать в радиоэфире на русском языке. 30 минутная программа «Голоса Америки» до сих пор звучит с понедельника по пятницу на волнах «Мирового радио» (810 АМ) в 17:00 по московскому времени.

 

И все же настоящую большую работу в радиоэфире Русской службы «Голоса Америки» прекратила еще в июле 2008 года. Редакция «с головой» ушла в интернет. В этом смысле «Голос Америки» стал своего рода первопроходцем. Потом по этому же пути пошли и другие информационные русскоязычные ресурсы: «Немецкая волна», Би-Би-Си, Радио «Свобода». Все они ушли из радиоэфира. Этот выбор был логичен и неизбежен. И все же, признаюсь, лично я о радиопрограммах вспоминаю с ностальгией, потому как радио, на мой взгляд, был и остается самым творческим, самым, если хотите, задушевным средством массовой коммуникации. Тот, кто когда-либо работал в радиостудии, думаю, меня поймет. Ведь поистине: вначале было Слово.

 

Кстати, несколько любопытных фактов. В СССР «глушить» радиостанцию «Голос Америки» начали уже через год после ее выхода в эфир – в 1948-м.

 

Некоторые ветераны редакции считают, что процесс «глушения» стал даже лакмусовой бумажкой американо-советских отношений: «Глушение» продолжалось вплоть до некоторого потепления отношений Москвы и Вашингтона в 1963 году. (Исключением был небольшой период времени во время официального визита в США Никиты Хрущева в 1959-м). В 1968-м, после советского вторжения в Чехословакию, «глушилки» заработали с новой силой. Затем «помехи в эфире» ослабли в 1975-м году, перед совещанием в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе. И наконец, «глушение» было продолжено после начала войны в Афганистане в 1979-м и продолжалось уже до горбачевской перестройки. Основанием для прекращения спецпомех стало специальное постановление ЦК КПСС в 1986-м.

 

И еще. «Голос Америки» оказался, наверное, единственной иностранной радиостанцией, чьим именем была названа политическая пьеса, в которой «дезавуировалась подрывная деятельность американского империализма против советского государства». Эта пьеса обошла все театры страны. А ее автор, Борис Лавренев, даже получил Сталинскую премию в 1950-м. Признаюсь, давно хочу отыскать в библиотеке эту книжицу. Не исключаю, что в современной России (тем более на фоне новой волны ресталинизации) ее содержание может снова оказаться актуальным.

 

На советские годы приходился и пик популярности радиопередач «Голоса Америки». В начале 1980-х, ежедневная аудитория русскоязычной радиостанции составляла 14 миллионов человек. Разумеется, людей интересовала не только политика. Треть программной сетки вещания занимали тогда программы, посвященные научной, культурной, просветительской, музыкальной, спортивной тематике.

 

Уже в наше время русскоязычный «Голос Америки» успел даже примерить на себя телевизионный формат. В 2005-2007 годах, наряду с выпуском еженедельной телепрограммы «Окно в мир», по будням по спутниковому телеканалу выходила в эфир получасовая программа новостей «Объектив». Увы, этот проект оказался «дорогой в никуда». Очень быстро местные российские ТВ-станции, словно по команде, стали прекращать эфирное сотрудничество с телепрограммой «Голоса Америки» и без объяснения причин убирать ее из своей сетки вещания. Убирать даже в ночное, совсем «нерейтинговое» время. Почему? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден…

 

Так что «уход в онлайн» стал для радиостанции не просто модным технологическим трендом, а единственной возможностью сохранить лицо и предоставить русскоязычной аудитории сбалансированную информацию о событиях в США и альтернативное видение проблематики американо-российских отношениях.

 

Насколько успешно это удалось и удается нынешней конвергентной редакции, думаю, судить не мне, а читателям, слушателям и зрителям. И прежде всего – в России. Ведь россияне, по данным социологических исследований, составляют порядка 60% аудитории веб-сайта Русской службы «Голоса Америки». И эта аудитория продолжает расти, также, как растет, словно, снежный ком, количество интернет-пользователей в самой России.

 

Рискну предположить, что на фоне дальнейшего сокращения независимых от Кремля СМИ и вообще любых альтернативных источников информации, этот процесс роста аудитории (в том числе – в соцсетях) будет продолжаться. Ведь пока в России «Голос Америки» не является запрещенным интернет-ресурсом, в отличие, скажем, от соседнего Китая.

 

Впрочем, опыт советской эпохи напоминает, что чем активнее работали «глушилки», тем больше советских радиослушателей по вечерам, запершись в своих квартирах, усердно крутили ручку настройки коротковолновых радиоприемников, пытаясь поймать «запрещенную» волну и услышать далекий «Голос Америки».