Надежды на сохранение российско-американской «перезагрузки» после возвращения Владимира Путина на пост президента в последние месяцы рухнули, поскольку Москва вышла из нескольких соглашений о сотрудничестве, лежавших в основе двусторонних отношений.
Однако еще не все потеряно. Между Москвой и Вашингтоном по-прежнему существует согласие в международных вопросах, которые они решают во взаимодействии. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал конструктивной свою первую встречу с новым госсекретарем США Джоном Керри, которая состоялась 26 февраля в Берлине и была посвящена Сирии и российским сиротам. После прошедших на прошлой неделе переговоров о сотрудничестве в вопросах нераспространения исполняющая обязанности заместителя госсекретаря по контролю вооружений и международной безопасности Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) и российский заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков проявили аналогичный оптимизм.
Важнее здесь другое. Хотя администрация Путина позволила себе в прошлом году новый приступ антиамериканизма, российский народ на этот прием не попался. Если говорить о российском общественном мнении, то «перезагрузка» живет и здравствует. Соединенные Штаты должны воспользоваться этой возможностью и отреагировать на российскую восприимчивость в плане сотрудничества с Западом.
Читайте также: Новая «перезагрузка»?
Безусловно, путь вперед - пока во мраке. Москва отказалась от своего приглашения Агентству международного развития США USAID работать в России. Она не стала продлевать программу Нанна-Лугара по совместному уменьшению угрозы, которой исполнилось 20 лет, и в рамках которой Соединенные Штаты помогают России обеспечивать безопасность хранения и уничтожать оружие массового уничтожения. Кремль отказался от соглашения о сотрудничестве в области правоприменения и контроля за наркотиками, которое работало на протяжении 10 лет, а также запретил американским гражданам и организациям финансировать российские неправительственные организации, которые занимаются «политической» и «опасной» деятельностью. Кроме того, Москва запретила американцам усыновлять сирот из России.
Кремль утверждает, что он просто реагирует на действия США, которые отходят в сторону от перезагрузки. В конце прошлого года единодушное решение обеих партий в Конгрессе заставило администрацию Обамы ввести санкции (запрет на выдачу вид и замораживание активов) против российских руководителей и чиновников, которых Вашингтон считает нарушителями прав человека, гонителями их защитников и бьющих тревогу критиков правительства. Список этих нарушителей может пополняться.
Однако отнюдь не Вашингтон является мишенью последних кремлевских нападок в духе антиамериканизма. То, что может показаться началом новой российско-американской ссоры, является отражением динамики внутриполитической борьбы в России. После беспрецедентных массовых протестов против нарушений на выборах в декабре 2011 года бывший в то время премьер-министром Владимир Путин решил, что для восстановления своих лидирующих позиций у себя дома ему необходима перезагрузка с США совсем иного рода. Используя антиамериканские элементы и настроения внутри российского общества, Путин прибег к риторике, которую он использовал во время своего предыдущего (до 2008 года) президентского срока, и начал говорить о Соединенных Штатах как о недружественной державе, стремящейся причинить вред России.
Также по теме: Обама может предотвратить еще одну холодную войну
Далее он постарался очернить силы оппозиции и подорвать их репутацию, заговорив об их связях с Вашингтоном и изображая эти силы в качестве предательской и незаконной пятой колонны. Российский парламент принял ряд законов, направленных на отдаление от общества оппозиции и финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций. Среди них - закон, требующий от получающих зарубежное финансирование НКО регистрироваться в качестве «иностранных агентов». В последние недели Министерство юстиции и прочие государственные органы активизировали проверки таких организаций, как «Мемориал» и Amnesty International.
Несмотря на попытки вбить клин между внутренними критиками и российским обществом, народным ответом на путинскую «перезагрузку» стало совсем не то, чего ожидал Кремль. В декабре 2012 года московский Левада-Центр сообщил о том, что в поддержку новых «антироссийских» санкций выступило гораздо больше россиян (39%), чем против них (14%), а почти половина респондентов затруднилась дать ответ. Запрет на усыновление наткнулся на значительное внутреннее сопротивление (против него выступил 31% по стране и 50% в Москве). Появились признаки сочувствия и симпатии к тем американским семьям, которые стремятся усыновить сирот из России. Основываясь на результатах последнего крупного антиправительственного митинга, который состоялся в январе, значительная часть российской оппозиции отмахнулась от обвинений в «проамериканских настроениях», посчитав их неуместными. И не без оснований: в январе Левада-Центр провел другой опрос, в результате которого выяснилось, что одобрительно к США относятся 53% респондентов (а отрицательно только 34%).
Читайте также: «Доктрина Путина» и истинные причины российско-американского конфликта
Соединенные Штаты – правительство, различные фонды, неправительственные организации и бизнес – должны отреагировать на такую тенденцию. Им не следует потакать желаниям Кремля и отходить от России в сторону в эти неспокойные времена. Новые законы ограничивают американское сотрудничество с российскими некоммерческими организациями и клеймят его позором, но они не запрещают это сотрудничество полностью. Людям и организациям, борющимся за права человека и оздоровление власти в России, по-прежнему нужна помощь и поддержка. Сохраняются значительные возможности для более тесных контактов между людьми, для сотрудничества в области науки и образования (какое существует, например, между Массачусетским технологическим институтом и Сколковским институтом науки и технологий), в сфере туризма. Вступление России во Всемирную торговую организацию в прошлом году открывает новые возможности для увеличения инвестиций и развития торговли.
Иностранные организации не должны вмешиваться в российскую политику, ибо эти вопросы следует решать только россиянам. Но в ходе борьбы за российские умы и сердца Запад может предложить очень многое. Лишь развивая отношения и культивируя общие ценности среди самых разных участников этого процесса можно добиться того, чтобы российско-американские взаимоотношения превратились в постоянное партнерство.
Иван Курилла - доктор исторических наук, заведующий кафедрой регионоведения и международных отношений Волгоградского государственного университета. Кори Уэлт - заместитель директора Института европейских, российских и евразийских исследований ((Institute for European, Russian and Eurasian Studies) Университета им. Джорджа Вашингтона, внештатный научный сотрудник Центра за американский прогресс (Center for American Progress).