Популярность Владимира Путина среди изрядной части российского населения держится на негласном общественном договоре: люди отдают часть свободы в обмен на экономическое процветание. Сейчас путинские авторитарные методы, возможно, убивают тот самый экономический рост, который помогает ему сохранить власть.
Российские лидеры снова и снова обещают реформировать экономику страны и ослабить ее зависимость от нефти и газа. В интервью, данном на этой неделе в честь первой годовщины своего перехода с президентского поста на пост премьер-министра, Дмитрий Медведев фактически признал, что пока это сделать не получилось. «Мы обязаны поменять структуру нашей экономики, - заявил он популярной ежедневной газете «Комсомольская правда». - За последние 13 - 14 лет мы просто не успели этого сделать».
Еще одного шанса у Медведева может не оказаться: резкое замедление российской экономики держит его правительство в напряжении. Официальная статистика показывает, что в первые три месяца 2013 года темпы роста в стране замедлились до 1,6% в годовом исчислении. Это самый низкий уровень со времен кризиса 2009 года. Экономист из Высшей школы экономики Эдуард Баранов даже предположил, что рецессия в России, возможно, уже началась: индикатор, показывающий выпуск товаров и услуг в восьми крупнейших областях экономики, с октября продолжает снижаться. Цена российской экспортной марки нефти Urals в апреле была на 14% ниже, чем годом раньше, сообщает министерство финансов. По данным центрального банка, объем бегства капиталов, составлявший в последнем квартале 2012 года лишь 7,9 миллиарда долларов, достиг за первые три месяца 2013 года 25,8 миллиарда долларов.
Читайте также: Шесть ипостасей Путина
Путин требует решения от правительства. Отвечающий за эти вопросы министр Игорь Шувалов пообещал к 15 маю подготовить план по ускорению развития, однако до сих пор об этом плане ничего не известно. Как сообщает газета «Ведомости», на заседании по разработке стратегии чиновники не смогли придти к единому мнению и договорились только о некоторых общих мерах – таких, как наращивание инвестиций в строительство железных и автомобильных дорог и увеличение поддержки малого и среднего бизнеса. Министерство экономики предложило, чтобы центральный банк взял на себя ключевую роль, смягчив кредитно-денежную политику и создав систему индикативных ставок кредита для частных банков.
Однако проблемы российской экономики не сводятся к нехватке стимулирования, а лежат намного глубже. В своей статье в «Ведомостях» глава Российской экономической школы Сергей Гуриев и экономист из Йельского университета Олег Цывинский назвали главными структурными факторами, тормозящими российский рост, коррупцию и плохой инвестиционный климат. «Для дальнейшего роста нужны новые источники — рост производительности и новые инвестиции, - пишут они. - Для этого нужны защита прав собственности, эффективная и независимая судебная система, защита конкуренции».
Путин выражает свое недовольство в странных формах. 20 мая охрана президентской резиденции в курортном городе Сочи попыталась не пустить в нее давнего союзника Медведева вице-премьера Аркадия Дворковича, так как его не было в списке приглашенных. Репортеры пропутинского сайта Life.ru очень кстати оказались поблизости и зафиксировали унизительный инцидент. Ранее ведущий новостной программы на контролируемом государством телеканале «Россия-2» Дмитрий Киселев сравнил Путина с недовольным отцом: «Президент оказался в положении отца семейства, который, видя чумазых детей, спрашивает себя: “Этих помыть или новых сделать?”»
Также по теме: ВВП падает, и Путин начинает тревожиться
Хотя Путин, возможно, не уволит Медведева, честно гревшего президентское кресло, пока Путин туда в прошлом году не вернулся, он явно хочет, чтобы правительство брало на себя вину за любые грядущие неприятности. Однако многие российские аналитики и предприниматели ищут виновных в других местах.
«Проблема - чисто политическая, - заявил экономист из Высшей школы экономики Олег Замулин сайту banki.ru. - Я бы начал с того, чтобы вернуть в Россию свободу слова, свободу выбора, парламентаризм, местное самоуправление».
Прагматичных бизнесменов устроили бы и менее масштабные шаги. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов добивается амнистии для 13 000 предпринимателей, осужденных за разные экономические преступления. Многих из них отправили за решетку конкуренты или бывшие партнеры, заплатившие кому-то в правоохранительных органах за их удаление.
«Основная часть обвинений была именно по статье “Мошенничество”, - сообщил Титов Русской службе новостей. - Дошло до того, что предприниматели осуждались по этой статье за… невыполнение договоров и контрактов».
Сторонники идеи Титова в деловом сообществе и в парламенте считают, что такая амнистия улучшила бы экономический климат и продемонстрировала бы добрую волю Кремля по отношению к инвесторам. Если Путин на нее согласится, она может сделать для экономики больше, чем все инфраструктурные проекты вместе со смягчением кредитно-денежной политики.