Первые за много лет предвыборные дебаты с реальными кандидатами состоялись в понедельник в прямом эфире телеканала «Москва-24». Главный оппозиционный кандидат Алексей Навальный выступил блекло, хотя и не рекламировал себя так, как это делали другие.
Дебаты кандидатов в мэры Москвы состоялись 12 августа в прямом эфире телеканала «Москва-24». Это были первые за много лет предвыборные дебаты в прямом эфире и не с подставными игроками, а реальными кандидатами. По крайней мере, двое из них, Сергей Митрохин и Алексей Навальный, действительно оппозиционеры. Трое других — Иван Мельников из КПРФ, Михаил Дегтярев из ЛДПР и Николай Левичев из «Справедливой России» — представители так называемой системной оппозиции или, проще говоря, партий, управляемых из Кремля. Шестой кандидат, действующий мэр Москвы Сергей Собянин, от дебатов уклонился, не объясняя причин. Впрочем, никаких загадок тут нет: умение выступать на публике не относится к числу достоинств политиков, которых приближает к себе сегодняшняя российская власть.
В начале дебатов каждый из кандидатов выступил с двухминутной речью, чтобы представить себя и свою программу. Тон выступлениям задал коммунист Иван Мельников, выступивший первым. Он неудержимо расхваливал себя, свою предвыборную программу и свою партию. Все остальные в большей или меньшей мере последовали его примеру. Михаил Дегтярев напирал на свою молодость, считая это качество самым ценным для будущего мэра. Николай Левичев сразу оговорился, что самому себя хвалить неудобно, но все же справился с этим неудобством и последовал примеру коллег. Наиболее эмоциональным и предметным было выступление Сергея Митрохина из «Яблока». Алексей Навальный выступил блекло, хотя и не рекламировал себя так, как это делали другие.
Как это ни удивительно, все кандидаты выразили свое неприязненное отношение к мигрантам. Удивительным оказалось и то, что участники дебатов задавали друг другу щадящие вопросы, не пытаясь поставить в тупик и выиграть состязание. Исключение составил только представитель ЛДПР, однако, вопросы его были настолько глупы, что ни о каком споре не могло быть и речи. Так, например, он укорял коммуниста Мельникова его возрастом. На это странное заявление можно было бы ответить, что молодость предпочтительна в любовных похождениях или спорте, но Мельников вежливо ответил, что мэру нужен опыт.
Ближе к концу дебатов все стали чувствовать себя немного посвободнее. Дегтярев без конца всех перебивал при полном молчании ведущего, так что Николай Левичев, в конце концов, попытался пристыдить юного жириновца.
Разумеется, все это оказалось совершенно напрасным. Перепалка по поводу, якобы, иностранного финансирования предвыборной кампании произошла между Дегтяревым и Навальным.
К концу дебатов все немного разговорились. Митрохин бойко отвечал на задиристые и невразумительные нападки Дегтярева, а Левичев упрекнул верного жириновца в том, что он принял позу «политического киллера» и не умеет себя прилично вести. Насчет киллера он, конечно, преувеличил, поскольку по уровню аргументации и ораторских способностей Дегтярев может претендовать только на роль дворового баклана.
В конце дебатов все выступили с заключительным словом. В основном, все опять хвалили самих себя. Только Алексей Навальный говорил больше о необходимости вернуть себе город, в котором власть живет своей жизнью, а горожане — своей.
Публичные дебаты кандидатов в московские мэры только начались. Всего будет 12 раундов на московских телеканалах и радиостанциях. Возможно, к 8 сентября, когда состоится голосование, москвичи разберутся, кто есть кто из шести предложенных им кандидатов.